На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 837 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Вакула
    Молодец, отличное представление нашей оппозиции, они этого стоят.Поэт-иноагент Бык...
  • Владимир Петров
    Вот же лживая тварь! В 80-е антисемитизм открытым не был...Что не так с Росс...
  • Владимир Петров
    Здесь нет наводнений - зима была малоснежная. Климат мягкий - Юрмала - бывшая всесоюзная здравница - от меня в 19 мин...Что не так с Росс...

Краткая история Латвии (дополнение к «Коллаборантам 4»)

История Латвии немногим отличается от истории Эстонии. Известно, что финно-угорские племена появились здесь в начале третьего тысячелетия до нашей эры – ливы, курши, эсты и финны селились на прибалтийских территориях привольно, а тысячелетие спустя к ним присоединились балты. Упоминания об этом есть у Тацита.

В начале средних веков на территории Латвии проживало пять народов – ливы, курши, земгалы, латгалы и селы. Самыми многочисленными были латгалы и у них единственных начали складываться зачатки государственности. Курши – еще их называли «балтийскими викингами» – жили грабежами и набегами на соседей. Остальные народы были мирными земледельцами.

И сегодня крупные историко-культурные центры Латвии носят названия, которые сложились в средние века по самоназванию племен эти места населяющих – Курляндия, Лифляндия (Видземе), Латгалия, Земгалия.

Из-за выгодного географического расположения эти земли хотели заполучить более крупные соседи и это обстоятельство, и определило судьбу Латвии и латышского народа – колония, «обслуживающий персонал».

В десятом веке на эти земли пришли немцы: торговцы намеревались использовать торговые пути викингов, католическая церковь шла миссионерствовать. Народы населяющие эти земли оказывали ожесточенное сопротивление но против крестоносцев не устояли. Так в 1201 году, покорив ливов, крестоносцы основали Ригу, как плацдарм для завоевания новых земель и столицу архиепископства. Даже видя то, как завоевали соседей, латышские племена не посчитали нужным объединиться, для борьбы с захватчиками. Дольше всех, вплоть до 1290 года, отбивались от немцев земглавы во главе с Неймесом. Но в конце концов и их сопротивление было подавлено.

Немцы, так же как и в случае с эстонцами, не стали создавать на этих землях государственного образования, они поделили завоеванные территории между Ливонским орденом, Рижским архиепископством и Курземским епископством. Между этими крупнейшими землевладельцами постоянно шла борьба. Так продолжалось вплоть до шестнадцатого века, до той поры, пока в Германии и Прибалтике не победил протестантизм. Относительно мирное существование продлилось до середины семнадцатого века – в это время права на Прибалтику стали оспаривать Литва и Россия. Началась Ливонская война. Иван Грозный взял Ригу, но в последствие отказался от завоеванных территорий, а Латвию разделили между собой Речь Посполитая и Швеция. Эти страны тоже не стали заморачиваться государствоустроением и создали два герцогства: Задвинское, под управлением королевского наместника и Курземско-Земгальское, которым управляла династия последнего магистра ордена.

Несмотря на разделенность и отсутствие собственной государственности, латыши все-таки кое-что получили. Появилась латышская письменность, стала издаваться библия на латышском языке.

Кстати, в Латвии расхожа история о том, дочка местного крестьянина Самуила Скавронского Марта, служившая в доме немецкого пастора, который и сделал перевод библии на латышский, в дальнейшем стала императрицей Екатериной Первой. Так ли это не знаю, но в любом случае, Латвии это никакой пользы не принесло. В 1600 году началась война между Речью Посполитой и Швецией, которая закончилась в 1629 году разделом Задвинского герцогства на две части: шведскую – Видземе и польскую – Инфлянтию (Латгале). Восемнадцатый век принес Северную войну, где Швеция лишилась ливонских земель, а численность населения (латыши) сократилась до 230 тысяч человек. Полностью Прибалтийские земли были присоединены к Российской Империи в 1795 годы, когда Екатерина Великая выкупила герцогство Курляндское. Из территорий Эстонии и Латвии было создано несколько прибалтийских губерний, а Латгале включили в Витебскую губернию.

Ну а дальше, практически калька с того, что происходило в Эстонии. Все то же самое: и отсутствие местной национальной элиты при засилье немецкой, и Александр Первый отменяет здесь крепостное право раньше чем в самой России. В Латвии вводится образование на латышском языке, наступает расцвет культуры и пробуждение национального самосознания, которое быстро перерастает в национализм. В 1868 году была основана Рижская латышская ассоциация, а к началу двадцатого века здесь уже довольно громко звучали требования о создании независимого государства.

Ну а дальше Первая мировая война, крах Российской и Германской империй и в ноябре 1918 года провозглашение независимой Латвии. И, опять же как и в Эстонии, на части территорий Латвии существовала советская власть, расстрелянная немецкими войсками, отрядами белой гвардии и белолатышами. И точно так же как и в Эстонии здесь в 1934 году произошел государственный переворот с последующим установлением диктатуры, и так же в 1939 и 1940 годах советское правительство направляло требования о создании военных баз и смене правительства.

К 1941 году с территории Латвии было депортировано порядка десяти тысяч человек.

После нападения гитлеровской Германии на СССР и Советский Союз, и военно-политическое руководство Германии проводили призывы среди местного населения о вступлении в ряды своих армий. Вот так и получилось, что значительная часть латышей воевала на стороне Гитлера (видимо по старой памяти, захотелось в свое крепостное прошлое). После освобождения Прибалтики от немцев, в 1944 году, советской властью было уже депортировано сто тысяч человек, а в 1949 году – 140 тысяч. И, даже несмотря на это, борьба с «лесными братьями» закончилась только в 1957 году.

И Латвию , как и Эстонию, то же начали восстанавливать сразу после освобождения от гитлеровцев, строили заводы, фабрики, жилье… Люди ехали сюда со всего Союза. А как же? Это ведь территории пострадавшие от фашизма.

Только очень большая разница была между пострадавшими от нацистов Беларусью, Украиной и прибалтийскими республиками.

____________________

Протестовать в Латвии начали с 1987 года, в 1988 был создан Народный Фронт, в 1990 – приняли Декларацию о восстановлении независимости, в 1991 – провозгласили себя независимой республикой. Одновременно с провозглашением независимости запретили коммунистическую партию. Дальше Конституция, парламент, президент, вхождение в ЕС и НАТО и жизнь в долг. Долгов у Латвийской республики столько, что ей и до конца времен с МВФ не расплатиться.

________

И Эстония и Латвия, вошли в состав Российской Империи не имея ничего своего, даже их языки в большой степени испытывали давление польского и немецкого. Не потребуйся России выход к Балтике, так бы до сих пор и жили, в феодальной зависимости и не помышляли ни о каком национальном самосознании.

Но, с другой стороны. Народы этих стран, строго говоря, жили по немецким законам, с немецким хозяином при феодальном строе. А там, как известно, «вассал моего вассала, не мой вассал». Для эстонцев и латышей, у которых не было своей национальной элиты, не существовало государства, они может быть и сути-то такого образования, как государство, не могли понять. Действовали строго по тому, что подглядели у соседей. А где-то в подсознании народов всегда звучала клятва сюзерену. И вот, на протяжении многих веков, перенеся все бури и невзгоды, эти люди и хранили верность хозяину, сюзерену.

Может такое быть? Вполне. Ведь, что такое сюзерен – власть силы. Никто не заставлял эти, ставшие независимыми, бывшие советские республики, вступать в ЕС, НАТО. Им просто нужен был сильный сюзерен. Все шатания и брождения начались в прибалтийских республиках в середине-конце восьмидесятых, когда у руля государства встал Горбачев, когда, собственно, и закончилась советская власть. И вот, повинуясь инстинкту, эти страны и стали искать сильного сюзерена, которому они могли бы принести присягу.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх