А деятельность военных союзов, приводит к неожиданным результатам
Детскую задачку про волков, овец, капусту и лодку, вероятно все помнят. И все сознают, что оставить на берегу или посадить в лодку пары овцы-капуста или волки-овцы нельзя – слопают друг друга и не подавятся. Но мы знаем, что при лесном пожаре зайцы, лисы, волки, медведи – все животные убегают от огня вместе. Они не союзники, конечно, но и не враги.
Война – это тоже пожар и когда люди стремятся спастись от пожара войны, то они могут не только вместе убегать, они могут договариваться о союзнических отношениях. Даже если эти люди и являются идейными врагами. И, вот такой, довольно странный антигитлеровский союз был заключен во время Второй мировой войны между американской структурой – предшественницей ЦРУ и группой немецких марксистов.
В период Второй мировой войны, американским Управлением стратегических служб руководил Уильям Донован, прозванный «Диким Биллом». Именно Донован принял на службу группу немецких марксистов. Они потребовались главе службы американской разведки для того, чтобы немцы помогли американским сотрудникам Службы понять нацистов.
Несмотря на огромный политический и культурный разрыв, который разделял этих людей, американцы поручили марксистам давать советы нацистам. Результатом этого необычного сотрудничества стала серия отчетов, подготовленных для политиков США по различным темам, от антисемитизма и нацистской политической экономии до воздействия воздушных налетов на моральный дух мирных жителей. Среди этих отчетов были и рекомендации по преследованию военных преступников и проведению послевоенной денацификации Германии.
На основании рекомендаций, полученных американцами от этой группы, на Потсдамской конференции всеми участниками был одобрен проект «Пять Д» – пять крупных и длительных мероприятий, которые, необходимо было провести в Германии и которые, практически единогласно были утверждены участниками конференции:
1. Демилитаризация
2. Денацификация
3. Демократизация
4. Децентрализация
5. Декартелизация.
В целом, дело хорошее. Не просто так советское руководство согласилось с этим планом. Но дело в том, что реализация этого плана, его воплощение, во многом оказало негативное влияние именно на американские политические элиты.
Тут ведь, какая интересная штука получилась. Помним, что в период с 7 по 9 мая 1945 года было подписано два «Акта о безоговорочной капитуляции Германии». Первый акт был подписан во французском городе Реймсе в ночь с 7 на 8 мая. Представителем Советского Союза, при подписании этого акта, был начальник советской миссии во Франции генерал Суслопаров, не имеющий полномочий для подписания подобного рода документов. Суслопаров расписался в реймском акте не как сторона, принимающая капитуляцию, а как свидетель.
С Германской стороны капитуляцию подписывал генерал Йодль, получивший от канцлера Деница полномочия подписать «соглашение о перемирии со ставкой генерала Эйзенхауэра».
После официального вопроса Смита о готовности германской стороны подписать документы Йодль, кивнув в знак согласия, подписал от имени германского верховного командования единственный экземпляр (на английском языке) акта о военной капитуляции. На его первой странице сверху было написано: «Только этот текст на английском языке является подлинным». Ни Фридебург, ни Оксениус акта не подписывали. Кроме того, Йодль подписал еще один документ на английском языке.
Содержание этого документа российским читателям почти неизвестно. Он озаглавлен «Обязательство германских представителей перед союзническими верховными командованиями».
После подписания «Акта о капитуляции…» Эйзенхауэр направил всем подчиненным штабам телеграмму с пометкой «срочно», гласившую: «Миссия союзнических сил закончилась 7 мая 1945 года в 2 часа 41 мин. по местному времени».
Источник: Историко Документальный Департамент МИД России
Текст документа, подписанного Йодлем в Реймсе, не соответствовал тексту, который был подготовлен в июле 1944 года крымской конференцией стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Отличия в документах были значительными.
Неизвестно знали ли Суслопаров о том, что документ, текст которого и является «Актом о полной и безоговорочной капитуляции Германии» был подготовлен в 1944 году, но зная, что сам он не имеет полномочий принимать капитуляцию, он после подписания сделал примечание: «данный протокол о военной капитуляции не исключает в дальнейшем подписания иного, более совершенного акта о капитуляции Германии, если о том заявит какое-либо союзное правительство».
После подписания первого акта о капитуляции в Москву полетела телеграмма о том, что подписание состоялось. А из Москвы шла встречная телеграмма, запрещающая подписывать какие бы то ни было документы. (Известно, что товарищ Сталин сам уведомил Генерального прокурора Вышинского о том, что правительство СССР не имеет никаких претензий к Суслопарову).
Как бы то ни было, но Сталин сумел настоять на том, что поскольку решающая роль в победе над гитлеровской Германией принадлежит советскому народу, что именно советский народ понес самые многочисленные потери, то подписание «Акта о полной и безоговорочной капитуляции» должно состояться в Берлине, а уполномоченным принять капитуляцию Германии от лица советского народа, был назначен маршал Жуков.
Второе подписание «Акта о полной и безоговорочной капитуляции Германии» состоялось в ночь с 8 на 9 мая в Берлине. Текст этого документа соответствовал тексту, разработанному в 1944 году. Председательствовал при подписании этого акта маршал Жуков. Подписание документа состоялось по разработанной и согласованной ранее процедуре.
Кейтель, что подписывал капитуляцию от лица Германии, в общей сложности подписал девять экземпляров: три для представителей СССР, три для представителей США и три для представителей Великобритании. В тексте подписанных документов сказано, что экземпляры на английском и русском языках являются аутентичными.
И в СССР, и в современной России редко вспоминают эту историю и когда мы говорим об «Акте капитуляции Германии…», то мы имеем ввиду именно капитуляцию, которая была принята маршалом Жуковым. Документ, в тексте которого сказано, что Германия сложила оружие перед всеми странами-участницами антигитлеровской коалиции. Но и США, и Великобритания, и ФРГ говоря о капитуляции Германии во Второй мировой войне, имеют ввиду документ, подписанный Йодлем в Реймсе. Документ, где говорится о том, что Германия капитулировала перед коалиционными силами США и Британии. Наличие именно этого документа позволяет США говорить о том, что именно Америка одержала победу над фашизмом.
То есть фактически, «союзники», не успев завершить Вторую мировую войну приписали победу себе.
Мог ли СССР в тот период каким-то образом дискредитировать подписанный в ночь с 7 на 8 мая документ – не знаю. Сегодня мы имеем то, что имеем.
***
Я уже писала, чем для американцев была Вторая мировая война. Даже все сражения союзников СССР расписывала. Тут ведь нужно понимать, что американцы воевали с Японией за торговые морские пути. США нужен был свободный проход своих торговых кораблей – все.
На тот момент никто, никакая страна и ничья армия не угрожали безопасности США. Но американцам нужно было торговое судоходство и они, воюя с Японией, приняли решение об открытии второго фронта на европейском театре военных действий, только после того, как СССР взял на себя обязательство вступить в войну с Японией, не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе. Это обещание прозвучало в Тегеране в 1943 году. В феврале 1945 года, на Ялтинской конференции СССР подписал соглашение о вступлении в войну с Японией. И в августе 1945 года СССР выполнил свое обещание перед союзниками – разгромил Квантунскую армию. Япония капитулировала.
Последняя страница акта о капитуляции Японии.
Источник фото: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Капитуляция была подписана на борту американского линкора «Миссури», принимал капитуляцию Верховный командующий союзных держав генерал Дуглас Макартур. СССР входит в число четырех союзных держав перед которыми японские императорские войска сложили оружие.
В то время, когда Япония подписывала капитуляцию, в Потсдаме шла конференция, на которой были приняты решения о начале подготовки международного трибунала и о том, как поступить с Германией. Именно в этот период и были приняты те самые пять пунктов – «Пять Д».
Все эти пять пунктов выполнялись и союзниками СССР, и самим Советским Союзом в зоне его ответственности. Я не стану описывать, как была создана Германская демократическая республика – ГДР. При всей мифологии о вероломном и вездесущем Штази и «социализме без человеческого лица», восточные немцы жили вполне себе неплохо и чувствовали себя защищенными. А вот после объединения Германий чувство защищенности исчезло, как исчезла и стабильность, и выходцы из восточных, социалистических, земель, в полной мере смогли почувствовать, что такое «второй сорт».
А в зоне ответственности США, означенные пять пунктов внедрялись педагогическими методами – американцы «учили немцев правильно жить». Американский политолог Карл Левенштейн указал на «тщетную общность» утверждения, что побежденная нация или любой народ может быть воспитан извне. Такую «педагогику» он назвал «высокомерным обманом», который, кроме того был отравлен «требованием интеллектуального империализма» с постулатом, что «один народ может научить других, да только этому народу самому воспитание было бы крайне необходимо».
Однако «процесс очищения» западной Германии педагогическими методами оказался успешным, тем более что немцы (и не только в американской зоне) относились к своим «наставникам-воспитателям», как послушные, ревностные, трудолюбивые и скромные протеже.
У союзников не было никаких трудностей с немецкой административной системой, которая выполняла все их приказы немедленно и без обсуждения. Уже после трех месяцев оккупации, 6 августа 1945 года, верховный главнокомандующий США Дуайт Эйзенхауэр, обращаясь к немецкому народу, подчеркивал успехи в подавлении национал-социализма и милитаризма. Он отметил и уже достигнутые «положительные результаты демократического строительства». Выступление Эйзенхауэра полностью соответствовало гегемонистско-педагогическому реформизму, характерному для американской политики.
Денацификация
Американцы хорошо взялись за перевоспитание немцев. Они хотели коренным образом изменить характер каждого человека и внушить иное отношение к идолам нации. Для этой цели американцы собрали группу, в которую входили американские психологи, антропологи, психоаналитики, социологи и немецкие эмигранты, такие как Эрих Фромм и Курт Левин.
Другая группа ученых, в первую очередь политолог Франц Нойман, конституционный юрист Отто Кирхаймер и философ Герберт Маркузе, работавшие в Институте социальных исследований Макса Хоркхаймера в Нью-Йорке, подготовили для американской разведки анализ нацистской диктатуры и сформулировали предложения о том, как в Германии, по окончанию войны, могли бы вновь быть введены демократические отношения и структурирована экономика, общество, партии – всё государство в целом. Цель состояла в том, чтобы исключить в послевоенной Германии возможность повторного возвращения к нацизму и установить социальный порядок, который бы повысил знания населения об авторитарных и националистических тенденциях.
И вот теперь смотрите кого в единую группу объединил «проект 5 Д».
Уильям Донован, руководитель разведывательной службы: ветеран Первой мировой войны, юрист с Уолл-Стрит, приверженец Республиканской партии.
В 1941 году президент США Ф. Рузвельт поручил Доновану создать первую специализированную разведывательную организацию. Хотя в то время многие во внешнеполитическом истеблишменте считали разведку и шпионаж несколько недостойными и даже и ненужными организациями, Донован активно взялся за работу и создал обширную разведывательную сеть, набирая в нее не только дипломатов и профессиональных разведчиков, но и режиссеров, бандитов, ученых, спортсменов и журналистов.
В этой же структуре оказался и Франц Нойман – юрист, марксист и политолог, который бежал из Германии в 1933 году, когда нацисты пришли к власти. В США Ноймана объявили «специалистом по нацистам», после того, как в 1942 году в свет вышла его книга «Бегемот: Структура и практика национал-социализма».
В своей работе Нойман трактует нацизм, как сочетание патологического, монополистического капитализма и жестокого тоталитаризма. Поскольку Доновану требовался эксперт «по нацизму», то он невзирая на политические взгляды, он пригласил Ноймана к сотрудничеству. Так Нойман стал руководителем управляемого нацистами отделения Управления стратегических служб по исследованию и анализу Центральной Европы. Вскоре к Нойману присоединились Герберт Маркузе, Отто Кирхаймер и его коллеги из Института социальных исследований, основанного во Франкфурте в 1923 году, но который переехал в Америку в 1933 году, после прихода к власти нацистов.
То, что позднее стало известно, как Франкфуртская школа, сочетало неортодоксальный марксизм с междисциплинарным подходом к исследованиям с акцентом на ключевую роль культуры, права, политики и психологии в поддержке тоталитарных и автократических режимов. Представители этой школы с презрением относились к крайностям, в том числе и левого толка и довольно свободно трактовали Маркса и, мягко говоря, недолюбливали СССР и другие, ставшими социалистическим, страны.
Несмотря на свой опыт в абстрактных, гуманитарных областях науки, таких как законодательство, философия и политическая теория, мыслители Франкфуртской школы оказались проницательными политическими аналитиками. И их отчеты указывали на пределы предоставления политических советов, поскольку любая теория всегда имеет трудности её практического применения. Реальность, знаете ли, любому полету мысли «крылышки-то подрежет». Но как время показало, разработанные этой группой теории оказались правильными, оценка политических и социальных условий – верной.
В одном из отчетов Кирхаймер указал на юридические трудности, с которыми в конечном итоге столкнутся Соединенные Штаты, когда придет время наказывать военных преступников и заняться искоренением нацистского влияния в Германии.
Франкфуртская группа была разочарована итогами Нюрнбергского процесса и тем, что позднее было определено, как «фиаско денацификации», их отчеты, тем не менее, предоставили OSS большую часть теоретической основы для американского подхода к послевоенному праву в Германии.
Общий совет, сформулированный Франкфуртской школой для американских политиков, заключался в следующем: союзники должны перестать воспринимать нацистскую Германию, как страну, которой Германия была в период Первой мировой войны. Нойман и его команда постоянно напоминали, что «послевоенная Германия – это не Пруссия и правит ей отнюдь не Кайзер Вильгельм. Не стоит делать ставку на военных, как на немецкую аристократию. Они уже давно не те». Учти американская пропаганда советы группы Ноймана и они бы могли получить общественную поддержку антигитлеровской войны, которая должна была бы разгореться в соседних странах. Вместо того, чтобы использовать полученные рекомендации, пропаганда фальсифицировала реальность структуры нацистской власти.
Собственно говоря, «заказчик исследований» Донован и его структура, так и не поняли, что обычные немецкие граждане не смогут спокойно принять капитуляцию 1945 года. Американцы посчитали, что немцы смирятся с проигрышем во Второй мировой войне так же, как они это сделали в 1918 году – покорно. Маркузе, еще в 1943 году писал, что американцы не понимают того, что национал-социализм и был разработан и внедрен для того, чтобы 1918 год никогда большее не повторился.
Франкфуртцы утверждали, что радикальный антисемитизм нацистов был попыткой обеспечить соучастие самого широкого слоя населения в преступлениях нацистов – это попытка «повязать кровью всю страну». С руками, обагрёнными кровью невинных людей, большинство немцев было просто вынуждено сражаться насмерть – им не было оставлено иного пути, как победить или умереть.
Пропаганда… именно геббельсовская пропаганда превратила немцев в «темных тварей» или животных. Нацисты не позволяли населению страны задумываться над происходящим. Изо дня в день, 24 часа в сутки – по радио, в кинематографе, театрах и кино, литературе, живописи, церковных службах, плакатах, кафе и ресторанах – везде пропаганда величия немецкого народа и победоносной немецкой армии.
Ключом к искоренению основ нацизма, утверждали члены Франкфуртской школы, Германия должна быть полностью оккупирована, элиты, ответственные за преступления Третьего рейха изолированы и наглядно наказаны. Нацистская партия должна быть запрещена, а ее лидеры преданы суду и заключены в тюрьму. Если окажется, что тюрьмы уже заполнены, то нацистов полезно разместить в построенных в пору их власти, концентрационных лагерях. Дополнительно к этим мерам, необходимо освободить всю бюрократию от всех авторитарных влияний.
Поскольку немецкие предприятия не только использовали рабский труд, но и активно поддерживали режим и его агрессивную и бесчеловечную политику, крупнейшие промышленники также должны подвергнуться строгой денацификации. Что касается военных элит, непосредственно причастных к военным преступлениям, они должны предстать перед судом. А Германии, предупреждали франкфуртцы, никогда больше не следует позволять развиваться в военную силу.
Собственно, рекомендации франкфуртской группы, на самом-то деле не были реализованы. Американцы только начали их воплощать, как буквально тут же, все было «спущено на тормозах». Ни одно из начатых мероприятий не было доведено до конца, а некоторые мероприятия и не начинали реализовывать.
Но как бы то ни было, франкфуртские ученые смогли определить основную проблему, с которой сталкиваются оккупационные силы после поражения противника: как иностранное военное правительство может искоренить авторитаризм и продвигать демократию, не узурпируя власть и оставив решение этих задач местным политическим группам, разделяющим идеологию и действия оккупантов?
Команда Ноймана хотела, чтобы военное правительство союзников очистило политическую сцену и позволило немецким демократам создать новый порядок. Отчеты группы показывают, что франкфуртские аналитики изо всех сил пытались понять, как лучше всего этого добиться. Твердо приверженные марксистскому тезису о том, что современный капитализм является основной причиной нацизма, они хотели, чтобы союзники подготовили путь к национализации немецкой тяжелой промышленности. Тем не менее, отчеты также предполагают, что советники Франкфуртской школы не были полностью уверены в том, кто должен проводить эту национализацию и когда это лучше всего делать.
Их политическая повестка смешивалась с императивами военной силовой политики. Союзное единство, за которое выступали франкфуртцы, требовало, чтобы каждая совместная послевоенная оккупационная администрация «охватывала элементы как англо-американской, так и советской социальных структур, и практик» – так утверждал Нойман в меморандуме от сентября 1944 года. И Нойман, да и вообще франкфуртцы, рассчитывали, что военный союз между США, Британией и СССР переживет окончание войны и будет создано стабильное военное правительство, которое будет опираться на идеи реформ, которые объединяют англо-американскую демократию с социалистической экономикой. Политика власти требовала того, чего всегда хотели Нойман и его коллеги из Франкфуртской школы: Демократической Социалистической Германии.
Вот тут франкфуртцы сурово ошибались, полагая, что США и Британия считают своей задачей действительно помочь послевоенной Германии не только встать на ноги, в экономическом смысле, но и избавить население от вируса нацизма и оздоровить как внутриполитическую ситуацию в послевоенной стране, но и помочь выстроить прочные внешнеполитические связи со многими странами. В общем, франкфуртцы довольно быстро поняли, что заблуждались относительно целей и задач, что ставит перед собой США.
***
Ну а под конец, как водится, самое интересное.
Роль Франкфуртской школы в разведывательной деятельности США практически забыта. И никто бы и не вспоминал про нее, если бы в 1990-х годах были рассекречены советские депеши, которые были перехвачены и расшифрованы американскими и британскими спецслужбами в 40-х годах прошлого века, в рамках проекта «Венона». Некоторые депеши предполагают, что Нойман, действовавший под кодовым названием «Руф», передавал секреты правительства США советским агентам.
Нойман на протяжении всей жизни был социал-демократом, чьи труды не демонстрируют ни симпатии к советской власти, никакого-либо желания поехать в СССР, что было обычным явлением среди левых в 1930-х и 1940-х годах. Во время Холодной войны Нойман выступал «против советской тирании в Восточной Германии», помогал создать «свободный Берлинский университет», полагая его оплотом против советизации интеллектуальной жизни в немецком мегаполисе. Встревоженный во время войны призраками возможного сепаратного мира между Советами и Вермахтом, не меньше, чем возможностью перемирия между Западом и правыми элитами Германии, его разведывательные отчеты ОЅЅ не показывают никаких предпочтений советскому коммунизму.
Так почему же Нойман поставлял сведения СССР? Отчеты ОЅЅ указывают на одно возможное объяснение. Наиболее интересные материалы, которые он представил Советскому Союзу, прямо говорят о беспокойстве, которое появляется в отчетах франкфуртцев ОЅЅ: что военный союз может распасться преждевременно, и что антидемократические группы в Германии могут прийти к соглашению с Западом, которое предотвратит полное поражение Германии и оставит нетронутыми столпы немецкого авторитаризма.
«Руф» поделился секретными отчетами ОЅЅ о встрече чиновника американских спецслужб Аллена Даллеса (который позже возглавит ЦРУ) и отставного немецкого генерала в Швейцарии в мае 1944 года. Немецкий генерал сказал Даллесу, что немецкая армия может свергнуть Гитлера и вывести войска из оккупированной Западной Европы, и тогда, в рамках соглашения с союзниками, Германии будет разрешено продолжать войну против Советского Союза.
По иронии судьбы, советская разведка ошибочно классифицировала отчет «Руфа» как дезинформацию. А такая встреча действительно состоялась, но, несмотря на попытки Ноймана предупредить о ней, руководство Советского Союза проигнорировало предупреждение.
Судя по депешам «Венона», Нойман, занимался шпионажем для ОЅЅ не из-за наивности или приверженности советской власти, а потому, что считал, что только единство союзников и участие Советского Союза в успешном прекращении войны могут спасти Германию, оставив стране шансы на радикальные социальные реформы.
Работа франкфуртцев для американских разведслужб указывает на перспективы и на опасности любой попытки использовать теоретические исследования для разработки государственной политики.
Сегодня сторонники Франкфуртской школы обычно базируются на факультетах литературы и культурологии, но не в экономике, праве или политологии. А ведь это их предшественники разработали «критическую теорию социального общества» и, пожалуй, они единственные стремились (ну уж как умели) принести благо Германии и реабилитировать немецкий народ.
А что же до американцев, то как видим, американцам были глубоко безразличны и Германия, и СССР, и народы, населяющие эти страны. Медленная, ползучая колонизация Европы американцами, началась не в момент окончания Второй мировой войны, а задолго до этого. Первая мировая война разожгла аппетит «дяди Сэма», революционные события в России показали насколько управляемы могут быть народные массы, политика Гитлера тоже устраивала американцев, и они вполне успешно выполняли поставки для Вермахта и не только. Война с Японией за торговые морские пути – это… Не так и сильно их японцы потрепали, а ковровые бомбардировки – излюбленный метод войны доблестной армии США (подлый, но эффективный) японских городов, свежеиспеченная вундервафля – атомная бомба и вслед за ней в общем-то быстрый разгром более чем полуторамиллионной Красной армией семисоттысячной Квантунской армии, убедили американцев в том, что они «боги войны». А деятельность оккупационных сил в западной Германии и «денацификация» с бережным изъятием «особо ценного нацистского ресурса из тюрем» позволила американской гордыне и вовсе подняться на невиданные высоты.
С ФРГ же они ловко обошлись – кого надо изъяли и приставили к делу на благо США, а остальному населению страны «привили» огромных размеров чувство вины перед человечеством. Так немцы, раз и навсегда потеряли чувство собственного достоинства. Вон как своему улыбаке Шольцу радуются…
После Кореи и Вьетнама, Америка зареклась воевать собственными силами, теперь она убивает чужими руками и, надо сказать, эффективно.
Все нынешнее «благополучие свободного американского общества» – это заслуга команды, которая под руководством Донована, заложила основы управления массами путем психологических практик и социальных экспериментов.
По материалам сети интернет
Фото на карточке статьи – Франкфуртская школа, 1930 год.
Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».
Раздел «Нацизм украинский» пополнился дополнительными материалами.
Свежие комментарии