На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 878 подписчиков

Болонская система, давай, до свидания!

Что такое Болонская система образования, которую сейчас наша власть, наконец, решила отменить?

Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз.

Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы.

При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.

 
Если подходить к вопросу о пользе или вреде для нас этой системы, то мы можем увидеть несомненную пользу для студентов и… несомненный вред для страны.

В чём польза для студентов?

Конечно же, в том, что наши дипломы признаются в Европе, так как мы являлись участниками Болонского процесса, в том, что студенты могли отправляться на стажировку в другие европейские вузы, и в том, что у них были отличные шансы показать себя во время стажировки с лучшей стороны и получить возможность после окончания ВУЗа трудоустроиться в Европе.

С точки зрения студентов и их родителей — тут сплошные плюсы, ведь о трудоустройстве в Европе мечтают при поступлении большинство и тех, и других, за исключением, разве что идейных «ватников» — патриотов, которые идут в ВУЗы не ради того, чтобы сбежать из страны при первой возможности, а ради того, чтобы выучиться, а затем либо посвятить себя науке и совершать научные открытия, либо стать конструктором или инженером и приносить пользу своей стране.

В капиталистическом обществе — обществе потребителей, которое создавалось у нас по лекалам Запада, общественные интересы не играют никакой роли, а главенствует принцип: рыба ищет там, где глубже, а человек там, где лучше платят.

Но всё было бы в этой системе координат хорошо, если бы у разных стран были равные возможности для студентов: оплата, условия для жизни и для научной работы.

В таком случае, например, некоторые наши студенты, проходя стажировку в вузах Евросоюза, оставались бы там, а некоторые европейские студенты, проходя стажировку у нас, оставались бы в России, и от этого ни мы ничего не теряли бы, ни европейские страны.

Но вот тут-то и есть два маленьких нюансика:

1. Россия, в отличие от Евросоюза и США, пока не может конкурировать с ними по созданию аналогичных условий для научной работы, жизни и по размеру оплаты труда, поэтому Болонская система для России являлась крайне вредным явлением.

Она работала по системе ниппель: туда дуй, оттуда… ничего.

То есть, в основном поток умных студентов и молодых перспективных учёных шёл в одном направлении — на Запад: в Европу или США, потому что во время стажировок самые лучшие и перспективные студенты брались заинтересованными людьми на карандаш, а по окончании ВУЗа или аспирантуры приглашались на работу.

Молодым учёным предлагались крупные гранты, и к их услугам всегда были самые первоклассные лаборатории для работы.

Очень трудно соревноваться в этом со странами, которые являются владельцами «печатного станка» и могут позволить себе роскошь — покупку перспективных учёных из других стран.

Обвинять Путина в утечке мозгов и том, что он не создаёт условия молодым учёным, чем постоянно занимались наши оппозиционеры, – нелепость.

Разве вы согласитесь с тем, чтобы деньги из нашего скромного бюджета тратились не на учителей, врачей, многодетные семьи, а на огромные гранты выпускникам ВУЗов, понимая, что, возможно, эти средства будут потрачены впустую, ведь никто не даст гарантий, что то или иное научное исследование приведёт к прорывным технологиям.

Надо понимать, что для нашей страны, зарабатывающей деньги, это совершенно неприемлемо, тогда как для США и Евросоюза, печатающих доллары и евро в нужных количествах, пока все другие страны спонсируют их «праздник жизни», такое расточительство не стоит ничего. 

То есть Россия в этой финансовой системе была обречена постоянно лишаться самых лучших выпускников и подающих надежды молодых учёных, ибо выиграть соревнование по созданию лучших условий для них у стран, регулярно «принимающих допинг», априори невозможно.

2. В России, в отличие от Евросоюза и США, высшее образование бесплатное.

Получается, что западные страны, даже если бы оттуда к нам ехали студенты, ничего бы особо не потеряли. Они оказали студенту платную услугу по обучению, тот выучился и уехал в Россию. Как бы, никто никому ничего не должен, но в нашем случае получалась совершеннейшая несправедливость.

Наши налоги идут в государственный бюджет, а из него, в том числе, и на образование, но студент, обучившись, по сути, за наш счёт, не считает себя ничем обязанным ни своему народу, ни своей стране. Он считает, что может выучиться, к примеру, на отличного математика и тут же уехать на Запад зарабатывать деньги на свою счастливую жизнь, махнув на прощание нам и России рукой.

Если говорить о моральном аспекте, то вы понимаете, что это элементарно непорядочно по отношению к народу и стране, выучившей его.

Поэтому мне всегда было непонятно — зачем нам было вводить у себя эту систему и самим создавать благоприятные условия для адаптации наших выпускников за рубежом.

Неужто мы, находясь в здравом уме и трезвой памяти, хотим, чтобы выученные в наших государственных школах и ВУЗах дети, помахав ручкой родной стране за то, что выучила их, но не может дать зарплату в 5000 — 50000 евро или долларов, уехали?

В условиях санкций, со стажировками в Евросоюзе, безусловно, могла возникнуть пауза, но после нормализации ситуации всё продолжилось бы.

Наши студенты, постоянно побеждающие в различных международных олимпиадах, крайне выгодны и нужны западным странам, ведь их обучение не стоит им ни копейки бюджетных денег и усилий — стоит только поманить их пальчиком, и они с удовольствием приедут.

Вероятно, в скором времени отток «мозгов», которые сейчас крайне необходимы для нашей страны, чтобы проводить импортозамещение, совершать научные открытия и способствовать всемерному развитию страны, вновь возобновился бы.

Хотя почему я говорю «возобновился бы»? Он и сейчас продолжается!

Поэтому отмену Болонской системы образования я считаю очень своевременной и могу ей сказать только так: — Давай, до свидания!

Но кроме этого очевидного минуса необходимо и трезво посмотреть на сам процесс обучения по этой системе. Если он даёт неплохие результаты, то не обязательно всё ломать до основания.

Достаточно будет объявить о выходе из Болонской системы и прекратить обмен студентами с Евросоюзом, чтобы наши дипломы перестали автоматически признаваться в ЕС. Тем самым мы частично снизим отток талантливых выпускников ВУЗов из России.

А о том, оставлять ли двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру или менять её на специалитет — пусть в дискуссии решит наше научное сообщество.

Однако это не решит до конца и проблему отъезда из страны подготовленных ВУЗами специалистов, и ещё одну проблему, когда  подготовленные на бюджетных местах студенты не идут работать по специальности.

Многие студенты зачастую идут в институты не по призванию души, а для получения диплома о высшем образовании, чтобы, имея заветные «корочки», затем устроиться в какой-нибудь офис, а не работать, например, инженером-конструктором на заводе, а также, получив образование, уехать из страны в поисках «где глубже» на Западе.

Но бюджетные места на некоторые профессии и специальности вводятся государством именно потому, что есть острая необходимость в определённых специалистах.

Представьте, например, что через пять лет России потребуется по расчётам Минздрава двести молодых хирургов.

Для их своевременной подготовки в медицинских институтах вводится нужное количество бюджетных мест и проводится набор на эту профессию. Затем студенты обучаются бесплатно в течение 4-6 лет, а далее, вместо того чтобы пойти работать в больницы, они идут работать менеджерами в какую-нибудь коммерческую организацию или вообще уезжают из страны, как я уже сказал, не считая себя ничем обязанными ни налогоплательщикам, за счёт которых выучились, ни стране, что дала им эту возможность.

Таким образом, получается двойной ущерб: деньги из бюджета потрачены впустую и в больницах дефицит хирургов. Разумеется, это крайний случай – гипербола, но, тем не менее, раз государство создаёт бюджетные места, то ему необходимо, чтобы студент после окончания ВУЗа отработал по этой специальности какое-то время. А вот какое время – тут может решать не сам молодой специалист, а именно государство, причём без всякого принуждения.

Для решения этой проблемы можно применить вот какой метод:

При поступлении на бюджетное место студент должен подписывать договор о том, что государство выдаёт ему возвратную денежную ссуду на обучение. Если после окончания учёбы выпускник идёт работать по специальности, куда он получит направление, то он ничего государству не возвращает, пока работает. И каждый год часть долга по ссуде должна с него списываться. А какая часть должна списываться – решить очень просто. Сколько государству необходимо, на столько лет и нужно растянуть погашение ссуды.

Например, обучение в медицинском институте в течение четырёх лет государством оценивается в 2 миллиона рублей, на эту сумму и происходит подписание договора с абитуриентом при поступлении. А по окончании за каждый год работы можно списывать с него по 200 000 рублей долга, таким образом, отработав по специальности в течение 10 лет, он полностью погасит свой долг перед Родиной и сможет лететь сизым голубем, куда его душе угодно.

Если же он не захочет работать по полученной специальности, то по окончании обучения, может либо отдать эти 2 миллиона и сразу же лететь хоть в ЕС, хоть в США или работать где пожелает, либо отдавать по 200 тысяч рублей в год, но в этом случае, для него должен быть введён запрет на выезд за границу с целью работы, а разрешён выезд только в качестве туриста по туристической визе.

Разумеется, что государство в этом случае обязано обеспечить выпускников вакансиями на работу по распределению, как это было в СССР, а если это будет невозможно, и специалист не получит распределение ввиду отсутствия свободных вакансий по стране, то в этом случае ссуда также должна погашаться каждый год равными долями, пока не пройдёт 5-10 лет, в течение которых, возможно, появится необходимость в привлечении этого специалиста к работе по профессии.

Таким нехитрым способом мы сможем достичь сразу ряд целей:

а) Эффективно использовать бюджетные места в ВУЗах, ведь в этом случае учиться туда пойдут выпускники школ не ради получения диплома о высшем образовании, а из-за желания работать по этой специальности после окончания учёбы;

б) Снизить отток «мозгов» за рубеж;

в) Потратить бюджетные деньги не на подготовку «мёртвых душ», а на получение необходимых стране специалистов с высшим образованием, которые будут мотивированы на работу по специальности;

г) В случае отъезда подготовленного за бюджетные деньги специалиста за рубеж или работу не по специальности, вернуть деньги в бюджет и потратить их на подготовку другого специалиста.

А пока у нас по исследованию международной консалтинговой компании Boston Consulting Group, проведённому в 2019 году, за рубежом хотят работать 50% российских учёных, 54% IT-cпециалистов, 49% инженеров, 46% врачей. Почти две трети потенциальных эмигрантов из РФ (65%) — профессионалы в высокотехнологичных отраслях.

Эту утечку «мозгов» необходимо уже давно было пресечь. Слишком либерально наше государство относится к тому, что его, по сути, кидают на деньги.

Такого расточительства нам допускать никак нельзя, особенно в условиях санкций и гибридной войны, объявленной Западом.

Если человек получил платное образование — езжай куда хочешь, если бюджетное — будь добр или отрабатывай, или возвращай потраченные налогоплательщиками на тебя деньги.

Спасибо за внимание.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх