На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 877 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Третьяк
    Меня больше всего интересует как это допустили в депутаты ,кто голосовал за ЭТОПрозрение и озаре...
  • Александр Лагуткин
    ✋🤝Древние нации не ...
  • Геннадий
    👍✊🤝"...Даже Эрдоган понял опасность от этой дикоты и ввел визовый режим для своих единоверцев..."❗Древние нации не ...

Силуанов. Прогрессивной шкалы мы так и не дождёмся

Сегодня в РБК вышло объёмное интервью главы Минфина Антона Силуанова. В иных случаях его можно было бы назвать программным, но, увы, ничего программного в нём нет. Подход к управлению бюджетом у главы Минфина не меняется. Даже сейчас, когда ситуация требует нестандартных решений.

Правда, есть и немало позитива.

Так, расходы бюджета существенным образом растут. В 2023-2025 годах они будут составлять около 29 трлн рублей. Да, за счёт инфляции в реальном выражении они будут сокращаться, но, если сравнивать с докризисным 2019 годом, то увеличение серьёзное.

И здесь я могу частично согласиться с Силуановым, который заявил следующее:

Вы не смотрите на 2023 год, давайте взглянем на 2019-й. А там были расходы 18 трлн руб. Если продефлировать расходы по годам (привести к постоянным ценам. — РБК), то в следующем году должны получить 23 трлн, а не 29. То есть база расходов в следующем году очень высокая.

База расходов, действительно, высокая. Но здесь Силуанов умолчал о том, что в 2019 году профицит бюджета составил 1,9 трлн рублей. То есть, расходы могли быть не 18, а практически 19,9 трлн. А это уже не 23 трлн, а 25,4 трлн рублей. Вот так Силуанов поиграл с цифрами и выдал "убедительный" результат, который по факту убедительным не является. Но расходы бюджета, действительно, выросли, что является плюсом.

Собственно говоря, и нынешняя ситуация и ситуация 2020 года являются ярким примером того, что бывает, когда Минфин и правительство в целом искусственно не сдерживают бюджетные расходы.

Политика нового правительства Мишустина-Белоусова по масштабной поддержке экономики за счёт бюджетных расходов привела к тому, что из кризиса 2020 года мы вышли с наименьшими потерями (минус 2,7% ВВП). В 2021 год у нас был рекордный более, чем за 10 лет рост ВВП (4,7%). А в этом году, несмотря на беспрецедентные рестрикции, наша экономика упадёт не более, чем на 2-3%.

Зато в 2015-2019 годах, когда у нас зачастую был профицит бюджета, экономика при отличной внешней конъюнктуре росла в среднем на 1%, что фактически означает стагнацию.

Антон Силуанов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Я не буду в очередной раз критиковать Силуанова за то, что он в который раз допустил возможность формировать резервы в рублях. Обращу внимание на два момента.

Первый - Силуанов исключил рост подоходного налога до 30% на граждан, уехавших за границу и переставших быть налоговыми резидентами. Я напомню, что летом Минфин выдвинул замечательную инициативу, о которой я писал здесь:

Казалось, действие вполне логичное. Если перестал быть нерезидентом, то есть, проводишь более 180 дней за границей, значит, ты не тратишь заработанные деньги в России. Естественно, государство заинтересовано, чтобы как больше денег вернулось в страну. И, лучше, в бюджет. Однако у Силуанова другое мнение.

– Если люди уезжают и работают удаленно, центр жизненных интересов у них все равно находится в России, заработную плату получают из источников в нашей стране, поэтому по справедливости нужно сохранить уровень налогообложения для этих категорий граждан.

– Фискальный смысл в этом есть?

– Это вопрос справедливого налогообложения.

Действительно, "справедливо".

Также Силуанов исключил возможность введения прогрессивной шкалы налогообложения. Напомню, сейчас в России ставкой 15% (вместо 13%) облагается только доход, полученный с заработка, превышающего 5 млн рублей в год.

– Судя по показателям исполнения бюджета, введение элемента прогрессии в обложение НДФЛ (15% для дохода, превышающего 5 млн руб.) оказалось результативным. Почему Минфин на данном этапе отказался от расширения этой прогрессии – например, за счет сокращения порога в 5 млн?

– Предложения, касающиеся налогообложения граждан, всегда очень чувствительны. За счет введения прогрессии решалась задача изыскания ресурса для детей со сложными болезнями, требующими дорогостоящего лечения. Сейчас денег в созданном для этого фонде «Круг добра» достаточно, даже практически в два раза больше.

– Опасения, которые звучали при введении этого элемента прогрессии, о том, что компании и работники будут уклоняться от дополнительной нагрузки, не оправдались?

– Возможно, если бы мы ввели не два дополнительных пункта ставки НДФЛ, а пять, желающих уклониться было бы больше. Но 2 процентных пункта – это не столь чувствительно. Дальше менять — можно подорвать доверие.

Честно говоря, я не понимаю, каким образом в 2022 (или 2023) году можно уклоняться от уплаты налога. Цифровые технологии, внедренные в ФНС ещё Мишустиным, видят каждую копейку. Они видят все твои расходы. Вплоть до чашки кофе, выпитой в том или ином заведении.

Наверное, можно ещё уклониться от уплаты пары десятков тысяч рублей. Но когда речь идёт о сотнях тысяч - скрыть их практически нереально. Да, определенные попытки будут. И, возможно, даже, увенчаются успехом, но массового распространения они не смогут получить в принципе.

Зато даже столь осторожное повышение НДФЛ дало отличный результат, который превзошёл изначальные расчёты. Нет никаких сомнений в том, что нам необходима прогрессивная шкала налогообложения, в которой будет нулевая ставка для МРОТ. По мере роста дохода - рост ставки. Можно долго спорить о том, какой оптимальной является пропорция и где должна быть достигнута максимальная величина. Но это уже детали. Важен сам принцип, который поможет хотя бы частично сократить разрыв между богатыми и бедными, хотя бы частично решить проблему социального неравенства.

В общем, никаких кардинальных изменений прежней политики от Минфина, увы, ожидать не стоит. Единственное, на что следует обратить внимание - отказ от вредительского бюджетного правила, существовавшего в нашей стране с 2018 года. Его отмена является важным шагом, но недостаточным для того, чтобы окончательно сбросить с себя оковы прежней либеральной модели.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх