На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 876 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Не артисты, а трепачи. На передовую бы их всех с ружьем.Вопрос дня: почем...
  • nyha
    долой ПИДАРАСОВ из власти...Прозрение и озаре...
  • Виктор Рыбаков
    Оно будет менять пол ещё не раз в зависимости от политической коньюктуры!Это неизбывно и не лечится....Прозрение и озаре...

Национальный Рейтинг Мэров (Август-Ноябрь, 2020) - часть 2

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за август-ноябрь 2020 года.

Продолжение первой части статьи.

..

Вторая группа рейтинга

С этого года в Астрахани обязанности главы города и главы администрации исполняет одно лицо. Конкурсная комиссия определила из четырёх претендентов на кресло мэра двух финалистов – врио градоначальника Марию Пермякову и депутата облдумы Рината Аюпова. За боротом остался, в частности, глава астраханских «справороссов», депутат Госдумы Олег Шеин – ему было отказано в участии в выборах в силу недостаточности управленческого опыта. Большинство наблюдателей при этом сходятся во мнении, что участие в мэрской кампании Олегу Шеину было нужно не для победы, а ради пиара в свете грядущих выборов в нижнюю палату российского парламента. Депутаты городской думы Астрахани, сформированной по результатам выборов в Единый день голосования, на своём первом заседании 30 сентября тайным голосованием избрали мэра Астрахани – им предсказуемо стала Мария Пермякова, которая до этого возглавляла городскую администрацию.

Наблюдатели в качестве плюса расценивают то обстоятельство, что в курс дела входить новому градоначальнику не нужно, болевые точки хозяйства Марии Пермяковой хорошо известны.

Положительно воспринято продолжение при новом-старом мэре благоустройства территории, прилегающей к Лебединому озеру. Другим плюсом для градоначальника явилось распоряжение оборудовать на пустыре на улице Марии Максаковой автопарковку.

Однако трагические события городской жизни серьёзно ударили по имиджу городских властей. В августе в федеральную повестку попала трагедия, когда 11-летний ребенок погиб, играя на детской площадке – его придавило плитой. В ноябре было возбуждено уголовное дело по факту гибели 6-летнего ребенка, который утонул, упав в открытый колодец в Трусовском районе Астрахани. Огромной проблемой для горожан становятся стаи бродячих собак, всё чаще нападающих на людей.

Как отмечают наблюдатели, в Астрахани имеются зоны протестной активности, которые потенциально могут создать проблемы и для муниципальных властей. Так, всё больше подписантов у петиции против строительства в городе завода по производству пластика. Несмотря на то, что предприятие по производству поливинилхлорида создаётся по решению областного правительства, свою долю критики получают и муниципальные власти.

В итоге Мария Пермякова, хоть и ставшая «одноглавым» мэром, опускается в «Национальном рейтинге».

Многие эксперты ссылаются на данные, согласно которым жители Волгорада крайне недовольны мерами, принимаемыми властями в борьбе против COVID-19. Дополнительное напряжение на этом направлении создаёт концентрация в Волжском (город-спутник Волгограда) 9 000 граждан Узбекистана, направляющихся на родину в силу введённых в России ограничений.

В этих неблагоприятных условиях глава города Виталий Лихачёв принял резонансное решение о безвозмездной передаче региональному минздраву муниципального имущества – зданий, которые можно использовать для лечения больных коронавирусом. Эксперты высоко оценили этот шаг городских властей.

Градоначальник также набирает очки, сделав заявление о планах строительства в Волгограде ещё одного серьёзного социального объекта – новой школы по спортивной гимнастике.

Мэрия защитила в Минфине РФ проект комплексного развития транспортной системы Волгограда, предполагающий выделение городу значительных федеральных средств, в частности, на строительство и капремонт инфраструктуры электротранспорта. Муниципалитет потратил на получение этой поддержки более 100 млн рублей, которые были израсходованы на работы по обоснованию проекта. Однако эти затраты окупятся: первый транш ожидается в размере 20-22 млрд рублей, а всего за 5 лет муниципалитет рассчитывает получить на оптимизацию транспортной сети 42 млрд рублей. Эксперты отметили чёткую работу мэрии по продвижению этого проекта.

Наблюдатели указывают на резонанс, который вызвал в городе снос памятника Ленину в Кировском районе города в годовщину революции, 7 ноября. Коммунисты обратились в УМВД РФ по Волгограду и в прокуратуру с требованием проверить законность сноса монумента. Однако ещё летом аварийное состояние памятника было выявлено областными структурами.

Не лучшим образом на авторитете администрации Волгограда сказался её проигрыш в суде двум бизнесменам, которые доказали, что переплатили за аренду земли под торговый центр. Город вернёт истцам десять миллионов рублей.

По преобладающему мнению экспертов, Виталий Лихачёв в рассматриваемый период уверенно поднимается в «Национальном рейтинге».

Мэр города Архангельска Игорь Годзиш 19 октября подал в отставку по собственному желанию (контракт с ним завершался 5 декабря 2020 года). По мнению ряда наблюдателей, он был не столько политиком, сколько инженером и менеджером. Многие эксперты назвали главной особенностью стиля руководства Игоря Годзиша своеобразную демократичность, которую они объясняют не идейными пристрастиями мэра, а дефицитом политической воли – Игорь Годзиш, якобы, излишне доверял главам округов, недостаточно требовал с подчинённых, допускал ошибки в кадровой политике.

В городе при нём реализовывались различные проекты по благоустройству, было построено немало новых дорог, но, в основном, в рамках федеральных программ. При этом эксперты ссылаются на информацию о том, что до 3 тысяч архангелогородцев из 120 домов могут оказаться на улице из-за крайней ветхости жилья. Минувшим летом прозвучал тревожный звонок: сошло со свай несколько домов. В августе в федеральную повестку, вызвав резонанс с жирным знаком «минус», попала ситуация с обеспечением жителей архангельских окраин питьевой водой – её отпускали по талонам, которые нужно было покупать.

После ухода Игоря Годзиша его кресло занял заместитель по вопросам экономического развития и финансам региона Даниил Шапошников, которого практически сразу, также в качестве врио, сменил Дмитрий Морев с мая с. г. исполнявший обязанности заместителя главы Архангельска – руководителя аппарата.

Нового градоначальника городская дума выбирала из двух кандидатов, каждый из которых был креатурой главы региона – упомянутого уже Дмитрия Морева и министра транспорта Архангельской области Сергея Роднева. Всего в конкурсе на пост мэра участвовало 11 кандидатов. За Дмитрия Морева проголосовали 24 депутата, а Сергей Роднев, качественно исполнивший роль технического кандидата, голосов не набрал вовсе.

Ряд экспертов перед выборами высказывались в том плане, что оба претендента – представители различных «крыльев» команды, которую формирует губернатор Александр Цыбульский, а объединяет кандидатов то, что у обоих отсутствует опыт управления городским хозяйством. Впрочем, у других наблюдателей иная точка зрения: федеральный центр не позволил губернатору провести своего кандидата Сергея Роднева.

Новый мэр – уроженец Архангельска, служивший в органах ФСБ – в числе основных точек приложения своих сил назвал аварийное жильё, дворы, дороги, социальную инфраструктуру, инженерные коммуникации, транспорт. То есть, всё.

Между тем, новоиспечённый градоначальник сразу столкнулся с валом чисто хозяйственных вопросов, при решении которых, по мнению наблюдателей, опыт службы в госбезопасности вряд ли пригодится. Так, благоустройство парка в Архангельске за 40 млн рублей (работы должны были закончиться ещё 1 октября) пока привело к тому, что его территория превратилась в грязевое поле – при проектировании не учли гидрогеологические условия и не оборудовали дренаж. Разгребать ситуацию предстоит новому мэру.

Как считают аналитики, успех дебюта в должности мэра зависит для Дмитрия Морева от его способности сформировать дееспособную команду.

Несмотря на обозначившийся положительный тренд, положение нынешнего представителя Архангельска в «Национальном рейтинге» остаётся незавидным.

Михаил Исаев (Саратов) теряет позиции в «Национальном рейтинге»: эксперты указывают на проблемы с городским бюджетом и недостаточно эффективную работу мэрии по решению актуальных проблем городской экономики.

Чтобы погасить долги и покрыть дефицит бюджета, администрация Саратова объявила аукционы на предоставление кредитов на сумму 1 млрд 550 млн рублей, плата за пользование которыми составит 189,1 млн рублей.

Наблюдатели в этой связи обратили внимание на аукцион на выполнение работ по благоустройству Набережной Космонавтов от улицы Московской до Бабушкиного взвоза на сумму почти в 300 млн рублей. В 200 млн рублей городу обойдётся новая набережная на участке между ул. Вольской и 2-й Садовой. Однако в данном случае речь идёт о реализации инициативы председателя Госдумы Вячеслава Володина, который предложил не только реконструировать старую набережную, но и оборудовать ещё одну пешеходную зону.

По-прежнему основным лоббистом и спикером, озвучивающим на федеральном уровне муниципальную тематику Саратова, остаётся председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Правительство РФ рассмотрело вопрос о выделении Саратову средств на строительство и капремонт инфраструктуры электротранспорта, в частности, на скоростной трамвай. Вячеслав Володин сообщил о выделении на эти цели 330 млн рублей. (Для сравнения: Волгограду, представившему качественное обоснование транспортного проекта, только первым траншем выделяется 20-22 млрд рублей). В следующем году в Саратов из Москвы передадут трамваи «с пробегом». Планируется также по лизингу закупить 30 новых троллейбусов. При этом, по мнению наблюдателей, экономическое положение «Саратовгорэлектротранса» удовлетворительным назвать трудно. Электротранспорт в городе проигрывает автобусам, которые дублируют маршруты. Реальной программы для «Саратовгорэлектротранса» по преодолению кризиса, утверждают многие эксперты, муниципальными властями не представлено.

Мэр Саратова заслужил положительные оценки, уволив главу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Сергея Кузнецова. Михаил Исаев мотивировал своё решение тем, что в профильных органах власти не должен работать человек, ранее возглавлявший коммерческие организации данной отрасли, ибо это может привести к конфликту интересов.

В большинстве своём одобрили эксперты и демонтаж в августе торговых рядов у Крытого рынка – объекта культурного наследия федерального значения. Территория должна быть благоустроена в едином стиле со всей площадью. Но в октябре в границах одной из охранных зон у Крытого рынка вновь возникли торговые палатки – ряд наблюдателей утверждают, что с санкции градоначальника. В региональном управлении по охране объектов культурного наследия заявили, что установка этих объектов торговли незаконна. Чехарда со сносом-установкой ларьков не добавляют авторитета мэру.

Эпидемическую ситуацию в Саратове благополучной не назовешь. На этом фоне особенно тревожно воспринимается нехватка в городе врачей скорой помощи. В ходе визита в Саратов председатель Госдумы поручил губернатору, мэру города и ректору регионального медицинского университета озаботиться решением проблемы кадров для неотложки.

По всей видимости, в ближайшее время город поглотит три населенных пункта Саратовского района. Эксперты сообщают, что эти планы встречают сопротивление части «присоединяемых» граждан, что явится одним из второстепенных факторов, накаляющих обстановку.

Олег Бекмеметьев (г. Ижевск) переболел коронавирусом, что не помешало ему 20 ноября попасть в число двух финалистов конкурсного отбора, из которых депутаты городской думы нового состава выберут главу столицы Удмуртии.

В Единый день голосования на выборах в городскую думу Ижевска «Единая Россия» (список возглавлял Олег Бекмеметьев) победила в 19 округах из 25, получив в итоге 24 депутатских мандата. Когда был объявлен конкурсный отбор на пост градоначальника, эксперты в целом сходились во мнении, что сюрпризов не произойдёт, и назначенный при главе региона Александре Бречалове действующий мэр Олег Бекмеметьев успешно преодолеет конкурсные перипетии и продолжит карьеру главы республиканской столицы. Главным образом, благодаря ровным отношениям с региональной властью и местными элитами, а также по причине того, что никакой альтернативы ему в городе не наблюдалось.

В ходе предвыборной кампании Олег Бекмеметьев активизировался в социальных сетях, объезжал город с целью контроля за благоустройством скверов и пр., то есть демонстрировал «руку на пульсе» и неустанный контроль за жизнью муниципалитета.

При этом наблюдатели фиксируют наличие в Ижевске вялотекущих городских проблем, которые эстафетой передаются «от мэра к мэру»: это вопросы застройки, проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, состояние дорог и ряд других. Главе Ижевска также припомнили провальное голосование по поправкам в Конституцию.

Эксперты не раз вспоминали о продаже городских электросетей, средства от которой, по их мнению, ушли не совсем прозрачно, хотя декларировалось, что всё будет израсходовано на социальную инфраструктуру. А за несколько дней до заседания конкурсной комиссии Олег Бекмеметьев был вынужден опровергать слухи о приватизации предприятия «ИжГЭТ». На своей странице в соцсети он заявил, что никакой приватизации стратегического предприятия никто не планирует, а будет «смена организационно-правовой формы», однако единственным владельцем останется город. В октябре была обнародована информация о том, что власти Ижевска разработали «дорожные карты» по реформированию муниципальных предприятий «Горсвет», «ДРЭУ» и МУП «ИжГЭТ» – последнее планируется реорганизовать в акционерное общество со 100% акций в муниципальной собственности.

Подпортило настроение мэру ЧП, когда в начале ноября в Октябрьском районе из-за порыва на теплосетях 27 жилых домов и 4 социальных учреждения остались без тепла и горячей воды. Кроме того, поступали сообщения, что сильные дожди разрушили часть городской ливневой канализации.

В ноябре мэрия Ижевска намеревалась привлечь коммерческие кредиты на сумму 900 млн рублей для замещения действующих кредитов под более низкие процентные ставки. В администрации заявили, что это не приведёт к увеличению муниципального долга. По сравнению с началом года он вырос на 22 млн руб. и на 1 сентября составлял 4,622 млрд рублей. Впрочем, Ижевск здесь не уникален: в непростом финансовом положении находятся многие муниципалитеты страны.

Юрий Парахин (г. Орёл) поднимается в «Национальном рейтинге», ожидаемо заняв кресло градоначальника после внесения изменений в Устав города, утвердивших одноглавую систему управления. Теперь глава муниципального образования одновременно является главой администрации. Эксперты обращают внимание на то, что инициировал ликвидацию двуглавой системы управления городом губернатор Андрей Клычков.

В качестве основных претендентов на объединённый пост главы муниципалитета рассматривались глава Орловского района Юрий Парахин, замглавы администрации города Ирина Проваленкова и др. В итоге претендентов осталось двое – Юрий Парахин и руководитель регионального ОНФ Владимир Филонов, которого большинство экспертов сочло спойлером поддерживаемого губернатором и «ЕР» Юрия Парахина. Его и утвердили на посту мэра депутаты горсовета. Без скандала избрать градоначальника не получилось: фракция «Справедливой России» и депутаты-самовыдвиженцы покинули зал заседания в знак протеста против «постановочного характера» происходящего.

Эксперты подчёркивают, что Юрий Парахин – не новичок в региональной политике. Он имеет управленческий опыт и знает местные реалии. В 2009-2014 годах Юрий Парахин работал зампредом орловского правительства, курируя финансово-экономическое развитие региона. Отец мэра – известный и уважаемый в регионе человек: бывший ректор Сельскохозяйственной академии, ныне носящей его имя.

Нового мэра считают ставленником главы региона Андрея Клычкова. Другим «куратором» называют зампреда Государственной думы Алексея Гордеева. Впрочем, высказывается мнение о компромиссном характере нового назначения, явившегося результатом договоренностей между «варягами» команды губернатора-коммуниста и местным истеблишментом, объединённым под знаменем регионального отделения «ЕР».

Наблюдатели припомнили, что несколько лет назад Юрия Парахина подозревали в участии в незаконном предпринимательстве. Следствие полагало, что он, являясь госслужащим, участвовал в работе шести коммерческих фирм, одна из которых смогла получить солидный кредит в местном банке по ставке ниже рыночной. Однако в марте 2015 года СК закрыл дело с формулировкой «в связи с отсутствием состава преступления».

Возможно, припомнили эти обстоятельства недавнего прошлого не только эксперты. На заседании горсовета, где рассматривались кандидатуры на пост мэра, один из депутатов предложил Юрию Парахину пройти полиграф на предмет возможного участия в коррупционной деятельности. Хорошее впечатление произвело согласие будущего градоначальника на означенную процедуру.

В числе главных задач муниципальной власти Юрий Парахин обозначил стабилизацию финансового положения Орла к 2023 году, развитие промышленности (использование территорий простаивающих заводов), рост зарплат работников муниципалитета, в частности, транспортников, сокращение административного аппарата.

Свою деятельность в качестве мэра Орла Юрий Парахин начал с ревизии строящихся городских объектов. В соцсети он сообщил, что ознакомился с ходом возведения двух детских садов, по одному из которых пригрозил подрядчику расторжением муниципального контракта из-за низкого темпа работ.

В итоге происшедшей ротации и перехода на одноглавую систему управления позиции представителя Орла в «Национальном рейтинге» укрепились.

Валерий КАЧИН

Председатель Союза журналистов Кузбасса

Уходящий год для одного из немногих оставшихся чиновников «тулеевского» призыва, которого даже прочили в губернаторы, главы Кемерова И. В. Середюка, стал основательной проверкой на прочность. Ему приходится отвечать перед горожанами за решения, которые принимаются совсем в других кабинетах, – за последствия работы иногороднего бизнеса, который начал заходить в город в последние пару лет, за расходование бюджетных средств – и далеко не всегда по собственному усмотрению.

Дабы не создавать даже видимости конкуренции губернатору, глава Кемерова определил для себя не политические, а исключительно хозяйственные функции, на ниве которых в своё время особую любовь и популярность у кемеровчан снискал бывший глава областного центра Владимир Михайлов. Что, однако, не помогает избегать прилюдной критики от вышестоящих чиновников. На одном из совещаний «в узком кругу» после очередных претензий нынешний градоначальник даже, не выдержав, бросил, что хоть сейчас может подать заявление…

Но терпит, работает. И многое ему удаётся. Не вмешиваясь в ход реализации в городе масштабных проектов федерального уровня, мэр следит за объектами жилищно-коммунального хозяйства, благоустройством, строительством детских садов, дорог. И, как уже опытный чиновник, в рейтинговых случаях подчёркивая, что действует «по поручению губернатора». Импонирует его стремление значимые решения в жизни города выносить на суд общественности. Именно так были определены городские объекты для благоустройства и реконструкции, некоторые из которых как раз сданы в этом году. В остальных случаях мэр нередко проявляет настойчивость и принципиальность, если усматривает вред городу, чем заимел себе немало недругов, которые стараются использовать любую его ошибку либо просто неоднозначное решение. И здесь слабое место – городская информационная политика, недооценка превентивных действий, что порой вынуждает главу оправдываться в тех или иных поступках. Впрочем, он не считает это зазорным.

Недавно, отвечая на недоуменный вопрос о закупке администрацией города 30 тонн фруктов, мэр детально объяснил, что 30 тонн мандаринов, о которых идёт речь в тендере, будут доставлены в дошкольные образовательные учреждения в новогодние праздники. Тут же многие припомнили нашумевшую на всю страну историю о покупке новогодней ёлки за 18 миллионов рублей. Хотя городские власти объясняли, что эксплуатация искусственной ёлки рассчитана на 15 лет, и что в эту сумму входит также пятилетняя гарантия и обслуживание.

Проблемы с пандемией и медициной в городе также были заложены решениями областных властей, которые и затеяли в прошлом году провалившуюся реорганизацию системы здравоохранения. Так что нередко просчёты городских властей обусловлены вынужденными действиями, проецируемыми с областного уровня.

Александр СУДАКОВ

Журналист, политолог, координатор Нижегородского пресс-клуба

Фамилия мэра Юрия Шалабаева ни о чем не говорит нижегородцам. Об этом свидетельствуют социологические опросы, проводимые в Нижнем Новгороде. Новый мэр практически не знаком жителям города, хотя на своем посту работает уже полгода.

Юрия Шалабаева назначили временно исполняющим обязанности мэра в мае 2020 года, после того, как свой пост покинул Владимир Панов. Он – выходец из министерства финансов Нижегородской области, типичный карьерный чиновник. Его по предложению губернатора области назначили первым заместителем мэра Панова в тот самый день, когда Панов сложил с себя полномочия.

За всё время своей работы Юрий Шалабаев выполнял скорее декоративную функцию, так как последнее слово оставалось за губернатором Глебом Никитиным. Самостоятельной политической фигурой Шалабаев так и не стал. Но вновь избранная городская дума Нижнего Новгорода практически единогласно проголосовала за него на выборах мэра. При этом серьёзных достижений на этом посту за полгода работы Шалабаева замечено не было, его практически не видно и не слышно в СМИ региона, а все серьёзные решения принимаются в правительстве Нижегородской области.

При этом проблемы в Нижнем Новгороде возникают постоянно: это вопросы с отоплением, с ливневой канализацией, с благоустройством городских парков и скверов, с транспортом. Какие-то полномочия область забирает себе, например транспортное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» переводится в подчинение на уровень региона. Региональные власти занимаются также и реконструкцией общественных пространств по программе «Формирование комфортной городской среды».

Сложно говорить, что Юрий Шалабаев – полноценный мэр города-миллионника, ему ещё предстоит учиться работать на публику и выстраивать диалог с общественностью, а не подыгрывать областному начальству.

Виталий АРЬКОВ

Политолог, основатель и руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS

В новейшей российской истории Волгоград долгое время оставался одним из региональных центров, где происходило серьёзное противостояние по линии «мэр-губернатор», несмотря на периодическую сменяемость и тех, и других.

Отмечу, что ни одному из мэров Волгограда так и не удалось перебраться в кресло главы региона. Зато сами амбициозные градоначальники отправлялись то за решетку (Евгений Ищенко), то в отставку по недоверию (Роман Гребенников).

К слову, и Роман Гребенников, и его предшественник в мэрском кресле Роланд Херианов, спустя время – при губернаторе Сергее Боженове – заняли посты первых вице-премьеров областного правительства.

А вот движение в обратном направлении – из вице-губернаторов в главы Волгограда – проделал лишь нынешний градоначальник региональной столицы Виталий Лихачев. Хотя де-факто так и остался заместителем Бочарова – его главная, разумеется, негласная задача, состоит в неукоснительном исполнении на уровне муниципалитета ценных указаний губернатора, которого и можно смело называть «отцом города».

Подобная система фактически ручного управления Волгоградом не всем по нраву, особенно бывшим муниципальным чиновникам, имевшим нескромный личный гешефт через различные схемы с коммунальной и других сколько-нибудь доходных сфер. Не оставались в стороне и отдельные очень влиятельные siloviki, иные из которых уже задержаны, а другие проявили чудеса гибкости и, вероятно, щедрости, избежав подобной незавидной участи.

Тем не менее, ныне действующая система в волгоградских реалиях показала свою определённую эффективность. Что хорошо заметно и невооруженным глазом: за первую пятилетку своего правления Бочарову удалось превратить застрявший в «лихих 90-х» Волгоград в соответствующий статусам города-миллионника и столицы региона.

Особо стоит отметить, что при поддержке федерального центра и особому личному вниманию в данном вопросе со стороны Владимира Путина, губернатор смог вернуть городу-герою на Волге положение одного из общенациональных патриотических центров.

Волгоградцы стали вновь гордиться своей малой родиной, чего не наблюдалось последние два десятилетия как минимум.

Определённая ирония состоит в том, что к положительным изменениям в Волгограде приложили руку люди, одних из которых здесь называют «варягами» и «брянскими»: губернатор Андрей Бочаров и его соратник Александр Сиваков, а другие прежде представляли иные муниципалитеты области: глава Волгограда Виталий Лихачев (город-спутник Волжский), его первый заместитель Ирина Пешкова (третий по величине город региона Камышин), лидер реготделения «Единой России» Сергей Горняков (столица российской провинции Урюпинск) и спикер Заксобрания региона Александр Блошкин (Киквидзенский район).

Леонид ЧЕРТОК

Политолог, главный редактор Информационного Агентства «RUSNORD» (г. Архангельск)

Вхождение бывшего сотрудника спецслужб, а позже – безопасника нескольких крупных коммерческих компаний Дмитрия Морева в исполнительную власть прошло не по привычному сценарию. И опять виноват коронавирус!

Уже после его назначения руководителем администрации архангельской мэрии по городу поползли слухи – уж не новый ли это мэр? Причем сам Морев их не провоцировал, просто выполнял новые для него обязанности. С одной стороны, мешали карантинные ограничения, с другой – помогали деньги, неожиданно обрушившиеся на городской бюджет с подачи губернатора Цыбульского, пожелавшего принимать московских гостей хотя бы в убранном городе.

За пару дней до конца подачи заявлений на участие в конкурсе будущих градоначальников стало предельно ясно – альтернативы ему нет. Видимо, чтобы поддержать интригу, область выставила как бы от себя еще одного тяжеловеса – действующего регионального министра транспорта. Но с такой программой, что он продул финальный тур отбора со счетом 24:0.

Перед этим действующий мэр (Годзиш) уходит в отставку по собственному желанию, а назначенный временный и. о. падает с коронавирусом. У Морева нет другого выхода, кроме как сразу стать во главе областной столицы, его инаугурация превращается в обычную формальность. Параллельно в гордуме ведутся дебаты о необходимости возврата прямых выборов глав МО, что сразу блокируется областными коллегами на ближайшей сессии.

Но лиха беда начало. Всем давно ясно: кардинальные изменения в городском хозяйстве зависят только от одного – возвращения Архангельску денег (несколько миллиардов) на исполнение функций регионального центра, отобранных решением предыдущего главы региона. Всё это во власти губернатора Цыбульского, областные депутаты вряд ли будут возражать. Есть надежда, что тактик Морев (прошлый вид деятельности обязывает) этот момент оговорил заранее при получении столь лестного предложения.

Следующая интрига – его новая команда, городскую администрацию явно ожидает чистка от «молодых технократов Годзиша», увлекавшихся долгосрочными стратегиями в ущерб повседневной рабочей рутине. Архангельск в который раз замер в трепетном ожидании…, и это не строительство аквапарка, обещанного на презентации новым городским главой. Радует и то, что явных противников у Морева нет, если конечно, не брать во внимание соцсети.

Антон ТИМЧЕНКО

Политконсультант. Партнёр Консалтингового бюро Т&М. Член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Несмотря на уже ставшую традицией скоротечность «жизненного цикла» смоленских градоначальников и их частую смену, позиции Андрея Борисова довольно стабильны.

Помимо «сюрпризов» крайне непростого года и той системы координат, в которой приходится действовать абсолютно всем главам региональных административных центров (вспышка пандемии COVID-19, необходимость обеспечивать коечный фонд и работу медиков, ограничительные меры, голосование по конституционным поправкам, благоустройство и развитие городской инфраструктуры), дополнительной точкой напряжения для смоленского мэра можно назвать избирательную кампанию по выборам городских депутатов, прошедшим 13 сентября.

Однако, несмотря на всю сложность уходящего года, Андрею Борисову в целом удается справиться с его вызовами, обновив при этом свою команду (назначены новые заместители по финансам и социальной сфере).

Максим ВАСИЛЬЕВ

Заместитель директора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

27 октября 2020 года на заседании Орловского совета народных депутатов мэром единогласно был избран Юрий Парахин, до этого момента руководивший Орловским районом. Его персону связывают с действующим главой региона Андреем Клычковым и бывшим вице-премьером Алексеем Гордеевым.

Об его избрании слухи ходили ровно с того момента, как было понятно, что должности главы администрации (сити-менеджера) и мэра в столице Орловского региона будут объединены.

Деятельность экс-мэра Орла Василия Новикова подвергалась жёсткой критике как со стороны оппозиции, так и со стороны самих жителей города. В последнее время он занимал последние позиции в общем рейтинге мэров. Новикова обвиняли в безразличии к городу. В качестве основной претензии к его деятельности было увеличение кредиторской задолженности Орла в 3 раза – внешний долг увеличился и составил более 940 млн рублей. Ему также вменяли непопулярные действия: как глава горсовета, он лично голосовал за повышение тарифов ЖКХ, транспорта, отмену питания в школах, строительство завода ПВХ.

От нового мэра Юрия Парахина орловцы ожидают скорейшего позитивного развития города. Необходимо срочно пополнять бюджет, выводить город из практически миллиардного долга, и, судя по всему, Юрий Парахин знает, как это сделать. В своей программе он чётко обозначил, что будет добиваться скорейшего возращения 15% НДС в городской бюджет, а это порядка 700 млн руб. в год – кстати, бывшему мэру это так и не удалось.

Юрий Парахин с первых дней назначения выбрал открытый стиль общения с горожанами посредством соцсетей – своих страничек в Instagram и ВКонтакте.

Разошлась в народе фраза Юрия Парахина, ставшая уже крылатой: «Чиновников нужно пинать, чтобы они не бронзовели!». И первым он начал пинать транспортников. Для начала поднял зарплаты водителей муниципального транспорта. Далее, в связи с предстоящим ремонтом стратегического объекта – Красного моста, поручил скорейшую разработку комфортной схемы движения транспорта, которая позволит минимизировать последствия ремонта. Следующим шагом он наметил пересмотр всех договоров с частными пассажироперевозчиками и отдельно отметил, что в сложившихся реалиях особо важна поддержка на рынке муниципального ТТП.

Антон ТИМЧЕНКО

Политконсультант. Партнёр Консалтингового бюро Т&М. Член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Несмотря на уже ставшую традицией скоротечность «жизненного цикла» смоленских градоначальников и их частую смену, позиции Андрея Борисова довольно стабильны.

Помимо «сюрпризов» крайне непростого года и той системы координат, в которой приходится действовать абсолютно всем главам региональных административных центров (вспышка пандемии COVID-19, необходимость обеспечивать коечный фонд и работу медиков, ограничительные меры, голосование по конституционным поправкам, благоустройство и развитие городской инфраструктуры), дополнительной точкой напряжения для смоленского мэра можно назвать избирательную кампанию по выборам городских депутатов, прошедшим 13 сентября.

Однако, несмотря на всю сложность уходящего года, Андрею Борисову в целом удается справиться с его вызовами, обновив при этом свою команду (назначены новые заместители по финансам и социальной сфере).

Оксана КОВАЛЕВА

Экономист. Юрист. Эксперт региональной группы Агентства стратегических инициатив (г. Курган)

Мэр Кургана Андрей Юрьевич Потапов пользуется заслуженным уважением сослуживцев и экспертного сообщества далеко за рамками Курганской области. Оценивая деятельность градоначальника в весьма непростых условиях, осложнённых в этом году ещё и пандемией, нужно отметить, что Андрей Потапов не прекращает работу на будущее города без оглядки на электоральный цикл.

Да, город тяжело проходит период пандемии коронавируса. При полном коллапсе медицины (система регионального уровня не справляется) смертность курганцев за сентябрь-ноябрь 2020 года увеличилась в разы. Происходит стабильное падение доходов местных бюджетов всех уровней.

Тем не менее, градоначальник хорошо справляется со своими прямыми обязанностями. Уровень доверия мэру со стороны населения в настоящее время достаточно высок, система муниципальной власти в целом жизнеспособна и отвечает на запросы горожан.

Конечно, отдельные отрасли в системе городского управления требуют трансформации. Например, в 1998 году был ликвидирован МУП «Курганзеленстрой», и спустя 20 лет когда-то один из самых зелёных городов СССР, Курган, ощутил деградацию и большой дефицит городского озеленения, за этим последовали проблемы загрязнения воздуха и т. д. То есть, сегодня необходима системная работа по решению целого ряда взаимоувязанных проблем. Мэр одобрил проект формирования водно-зелёного каркаса города Кургана, который предполагается реализовывать совместными усилиями администрации города, ресурсов бизнеса и жителей города.

Сейчас идёт подготовка к реализации этого проекта, и весной 2021 года начнутся работы по устройству современного городского каркаса на современном этапе по новым технологиям. Это вызывает безусловную поддержку населения.

Нарекания горожан вызывают в большей степени услуги водоснабжения и водоотведения. В 2004 году МУП «Водоканал» было передано в аренду коммерческому предприятию «Водный союз», но инвестпрограммы по замене городских сетей водоснабжения и водоотведения так и не реализовались. В октябре текущего года был анонсирован запуск инвестпрограмм по замене сетей, но с ноября 2020-го по 2023-й год юридически лиц города Кургана – потребителей услуг ожидает постепенный, но существенный рост тарифов в 3 раза! Мэр, со своей стороны, пытался притормозить принятие такого решения региональными органами власти, но оно было принято. Услуги водоотведения подорожают в 1,3 раза за этот период.

Существует риск того, что, по мере оплаты первых счетов по новым тарифам местными промышленниками, конфликт разрастётся с новой силой. Наш город проходил это неоднократно при прежних губернаторах. Градоначальник опасается того, что высокие тарифы ЖКХ традиционно бьют по местной экономике, в том числе снижают число экономических агентов города Кургана, пополняющих своими налогами городскую казну.

В свою очередь, система образования, оставшаяся в зоне ответственности муниципальной власти, успешно справляется с требуемыми изменениями в работе. Другие городские службы также успешно работают, справляясь с ковидными особенностями.

Очевидным минусом является критика горожанами проектов, реализованных в городе по программе «Комфортная городская среда» в 2020 году. В 2019-2020 годах мэрия по причине бюджетного дефицита была вынуждена сэкономить на разработке проектов, выполняемых профессиональными командами архитекторов и проектировщиков. Проектирование современного благоустройства общественных пространств Кургана самостоятельно вели специалисты структурных подразделений администрации города. Критика со стороны части горожан связана с отсутствием в текущем году в городе интересных и новых идей городского благоустройства, и она обоснована. Критика другой группы жителей, судя по комментариям в соцсетях и интернет-журналах, связана с непониманием жителей. Люди пишут, что при полном провале борьбы с пандемией в Кургане (ответственность регионального уровня власти), острой нехватке врачей, медикаментов, оборудования и т. д. благоустраивать набережные, тратить серьёзные деньги на это в период провала медицины – кощунство. Люди не понимают, и им никто не говорит о том, что это – разное федеральное целевое финансирование, и жизнь продолжится после пандемии.

Так проявился и стал особенно очевидным запрос на потребность в разумном планировании города Кургана, основанном на бережном отношении к городским ресурсам, в т. ч. Территориям, и реальном, с вовлечением жителей, улучшении городской среды.

В этот же сложный период, каким выдался 2020 год, удалось решить сложные и долгожданные задачи. В муниципальную собственность вернули городской сад в центре Кургана, переданный прежним мэром за мизерную плату в аренду на 49 лет. Арендатор активно собирал ренту с территории сада, совсем не вкладываясь в благоустройство. Попытки вернуть горсад муниципалитету, расторгнув договор аренды, предпринимались действующим градоначальником ранее, но суды заканчивались в пользу арендатора. Сейчас помогла пандемия, когда арендатор остался без массы посетителей, субарендаторов и дорогих адвокатов – очередной суд завершился в пользу города. Благоустройство городского сада началось в августе 2020 года.

Кроме того, оказалось возможным договориться с десятками правообладателей торговых павильонов, чтобы снести старые ларьки с целью построить новые, что только украсит и облагородит наш город. Подобные действия мэра, безусловно, положительно оцениваются как горожанами, так и вышестоящим уровнем власти.

Сергей ПЕТУШКЕЕВ

Политолог, руководитель Центра социально-политических технологий Республики Бурятия

Ввиду того, что главным триггером последних событий является пандемия, стоит рассматривать работу мэра в контексте принимаемых мер в этом сложном противостоянии и прилагаемых усилий со стороны местных властей.

Бурятия относится к числу тех регионов, где наблюдается резкое увеличение заболеваемости Ковид-19. Решение властей республики ввести локдаун в борьбе с пандемией вызывает рост общей напряженности в обществе, и уже проявляется недовольство в виде стихийных митингов со стороны представителей бизнес-сообщества.

В сложившихся условиях становится очевидным отсутствие стратегических решений, нет действенных мер по исправлению и преломлению ситуации с ростом заболеваемости. Закрытие торговых объектов и мест общепита носят превентивный характер, комплексных видов решений не прослеживается на всех уровнях власти.

Сейчас на повестке дня крайне востребованным является умение местных властей правильно оценить обстановку, сделать соответствующие выводы из весеннего опыта, перейти к более действенным решениям. Власть должна перестроиться и не продолжать жить в прежнем режиме, а адекватно реагировать на многочисленные импульсы и запросы из внешней среды. Понятно, что многое зависит от федеральной повестки, но хотелось бы видеть более реальные и действенные меры, принимаемые на всех уровнях власти в русле конструктивного диалога и налаживания обратной связи с населением.

С началом зимнего отопительного сезона в сентябре 2020 года возникла серьёзная проблема – срыв отопительного сезона по введению в эксплуатацию новых теплосетей в юго-западном районе Улан-Удэ. В результате жители более 150 МКД вынуждены были мёрзнуть в своих квартирах. И хотя последствия были устранены, обещанный мэром пострадавшим гражданам перерасчёт со стороны теплоснабжающей компании ТГК-14 был произведён в неполной мере.

На фоне всех принимаемых городскими властями решений стоит выделить ещё одно – вопрос о ликвидации фенольного озера. Идут общественные обсуждения о пиролизе (сжигании) фенольного озера прямо вблизи жилых домов, где должна быть размещена специальная установка. 18 ноября представители общественности г. Улан-Удэ в лице представителей различных экологических движений подали заявку в мэрию о проведении общественной экологической экспертизы проекта по утилизации опасных для жителей отходов отстойника ЛВРЗ. У общественников города возникают подозрения, что заинтересованная сторона готова протолкнуть технологии, чреватые серьёзными рисками для экологии города и здоровья людей. Некоторые общественники прямо заявляют о фальсификации протокола общественных обсуждений с результатами одобрения указанного плана ликвидации опасного объекта. По плану разработчика завод по сжиганию отходов будет работать минимум 2 года непрерывно в течение 24 часов. Как это отразится на состоянии здоровья жителей столицы, неизвестно.

В качестве альтернативы общественники предлагают проведение независимой экологической экспертизы, что позволит объективно оценить безопасность технологических решений, а главное, позволит ответить на вопрос, является ли данная технология безопасной для населения. При этом ещё раз стоит упомянуть, что загрязнённый участок находится не только в центре Улан-Удэ, но и в буферной зоне Байкальской природной территории.

Виктор ТУНЁВ

Депутат Хурала представителей г. Кызыла, глава комитет по градостроительству, муниципальному имуществу и земельным вопросам. Глава – Председатель Хурала представителей города Кызыла

Деятельность мэра Кызыла Сагаан-Оола Карима Байлак-ооловича заслуживает положительной оценки. Я сам являюсь членом городского Хурала представителей города, имею практику управления городом и знаю труд муниципального служащего не понаслышке.

Деятельность градоначальника заметна. В этом году благоустраивается социальная инфраструктура, детские дошкольные учреждения – это отводы земельных участков, разрешения, сопровождение строительства. Ведутся работы по ремонту и строительству новых дорог.

Этот год очень активный, несмотря на пандемию, и все начинания идут хорошо. Закончен ремонт на протяжённом участке по улице Титова, обновили пересекающую магистраль, она сразу решает много транспортных городских проблем. Кроме этого, отремонтировано много дорожных участков, делается Кызыльский Арбат – пешеходная зона, раньше это была проезжая часть. Улучшили сквер и открыли новый в районе моста. Многое делается для благоустройства дворовых территорий. Ну и в целом город стал чище, освещения добавилось на улицах.

С элитами города мэр выстроил абсолютно деловые отношения. Бизнес откликается, участвует в социальных программах города.

Отношение с населением тоже довольно ровное, потому что мэр не «пиарится», а просто работает. Если бы градоначальник занимался самопрезентацией, наверное, о нём больше говорили бы. Но у нас просто идёт отлаженная системная работа. Какие-то замечания или отрицательные оценки в отношении мэра минимальны.

Все знают, что мэр занят, представляет во всех инстанциях интересы города, отстаивает их в деловом конструктивном сотрудничестве.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты»

Для оценки ситуации в Махачкале, в первую очередь, нужно оценить результаты выборов во внутригородские собрания, прошедшие в сентябре. 64 из 79 мест получили представители «Единой России». Эти данные, в сопоставлении с результатами выборов в 2015 году, когда лишь 55 из 79 мест были у «единороссов», дают наглядную картину положения дел. Причём, как можно видеть, уменьшилось и партийное представительство – теперь в Махачкале нет депутатов от «Патриотов России», «РОТ-Фронта», «Агропромышленной партии» и, главное, «Родины», давно служившей раздражителем для республиканских властей.

Спикером вместо Абдулмуслима Муртазалиева стал Марис Ильясов. Безусловно, формирование абсолютно лояльного депутатского корпуса – это возможность для команды Салмана Дадаева реализовать свои инициативы.

Перед Дадаевым задачи уже поставил новый глава республики Сергей Меликов, что явно демонстрирует лояльность и гарантирует сохранение в должности. Для Махачкалы собираются разрабатывать новую концепцию развития, в которой приоритет будут отдавать решению градостроительных проблем, формированию единого архитектурного облика и расширению инфраструктуры. Очевидно, что для почти миллионного города сделать это без подключения федерального центра нереально. Вопрос лишь в том, хватит ли у Меликова политической воли, чтобы добиться выделения средств. Скажем, у его предшественника Владимира Васильева (при котором, напомню, Дадаев и был назначен) в решении структурных проблем Махачкалы заметно продвинуться не удалось. Что, собственно, Меликов и констатировал.

Дмитрий КРЫЛОВ

Философ, заведующий кафедрой политологии Забайкальского государственного университета. Президент Забайкальской гильдии политологов и социологов

К идеалу можно идти разными путями. В первую очередь надо этот идеал видеть перед собой, придерживаться того курса, который изначально был заявлен, когда человек, занявший ответственную должность, даёт гражданам обещания. Александра Михайловича Сапожникова назначили на должность мэра Читы в 2019 году, его поддержали депутаты городского парламента. С того времени особых движений куда бы то ни было мы не видим.

Градоначальник должен думать, каким образом решать насущные, традиционные проблемы. Каждое лето начинается с того, что в Чите перекапывают все улицы. Эти неоправданные массовые раскопки не только мешают жизни горожан, но после них остаются проблемы, в частности, в виде плохо уложенного асфальта.

Город по-прежнему создаёт впечатление неряшливого, грязного, и эту проблему власти тоже не спешат разрешить. И, к сожалению, приходится соглашаться с заезжавшим в Забайкалье блогером Варламовым, который прошёлся по нашему городу и вынес неутешительный вердикт. На самом деле он был прав.

А когда-то городская администрация строила грандиозные планы типа создания новых троллейбусных маршрутов – ничего не сделано. Коммунальное хозяйство прозябает, сейчас аварии везде. Честно говоря, это тоже вызывает вопросы к мэру.

Надо сказать, что многие нынешние недоработки и проблемы сегодня списываются на ковид, борьба с которым требует, естественно, каких-то усилий. Город Чита – краевой центр. А с самого начала было ясно, что Сапожников шёл на свою должность в связке с губернатором Осиповым. Поэтому проблемы, которые, так или иначе, возникают у губернатора, автоматически возникают и у Сапожникова.

Сейчас местные коммунисты решили начать процедуру отзыва губернатора: край у нас депрессивный. В связи с этой инициативой, естественно, достаётся и мэру Читы. Поднимается много вопросов, связанных с отсутствием того же генерального плана развития города, по иным проблемам, в основном, связанным с реализацией программ по благоустройству города. Перспектив для Читы в этом направлении пока нет.

Конечно, нельзя сказать, что ничего не делается. Пытаются быстрее сдать краевой драматический театр – сейчас идёт его реконструкция. Но бездействие и шероховатости власти наблюдаются гораздо чаще. Чем запомнился мэр горожанам? Немногим. Когда перед назначением работала пиар-команда – выстраивался один образ. А сейчас дело доходит до каких-то нелепых ситуаций: мэр ходит по улицам с проверками масок у людей на лицах. Этим он запомнился: кто-то из прохожих предложил градоначальнику сшить ему маску самому.

Мэр должен руководить командой. Но как нет команды на сегодняшний день у губернатора края, так нет команды и у мэра Сапожникова. Город переживает тривиальные проблемы: не хватает детских садиков (а нужно вроде бы не так много – на 1 200 мест), возникла проблема со спецавтохозяйством.

Поэтому работе мэра я выше троечки с минусом поставить не могу. Возможно, все бы сложилось по-другому, будь у Сапожникова соответствующий реальный опыт руководства городом, хозяйством. Но, напомню, в администрацию города он пришёл фактически из кинотеатра – руководил немножко им и после этого был назначен врио, попал на место предыдущего мэра Кузнецова, который до сих пор находится под следствием.

Вот и получается: вручить грамоты спортсменам, конечно, может любой мэр, а с теми же самыми детскими площадками, которые не соответствуют требованиям, разобраться не у каждого получается.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх