На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 845 подписчиков

Свежие комментарии

Спасти "Пацаева"



По просьбе представителя группы по спасению корабля "Космонавт Виктор Пацаев" публикую материал ниже.

Спасти "Пацаева"

Вам что-нибудь говорит название «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР»? Под вымпелом АН СССР с 60-х годов и до середины 90-х ХХ века в Океан ходили суда, оснащённые аппаратурой приёма телеметрии с космических аппаратов и управления ими, а также системами связи с ЦУПом. По сути, эти суда были плавучими измерительными пунктами, подобными наземным. Находясь в Океане, они существенно расширяли возможности ЦУПа получать информацию с орбиты, поддерживать связь с космонавтами, а порой – управлять космическими аппаратами, летящими вне зоны видимости наземных станций.

Вопрос: какое отношение «Военное обозрение» имеет к теме об Академии наук и её судах?



Всё просто. И сложно. Принадлежность Академии наук – это легенда прикрытия «9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса», кратко – 9-й ОМКИК в составе Главного управления космических средств при Минобороны. В длительных, до 9-11 месяцев, рейсах вымпел АН позволял этим судам заходить в иностранные порты для бункеровки, пополнения запасов продовольствия и отдыха людей. Люди – это экипаж и так называемая «экспедиция». Экипаж набирался из моряков Балтийского и Черноморского пароходств, а члены экспедиции – из офицеров и служащих Советской армии. И как положено в армии, экспедиция имела собственный номер войсковой части и командира – начальника экспедиции. Легенда, как и гражданская одежда членов экспедиции, мало кого вводила в заблуждение в портах захода. Из газетной статьи: «Сегодня в наш порт зашло научно-исследовательское судно такое‑то. Начальник экспедиции – полковник такой‑то».

Суда флота космической службы причастны ко всем значимым событиям в отечественной космонавтике: полёт Юрия Гагарина, старты автоматических станций к Венеры и Марсу, запуски сотен спутников связи и навигации, спутников военного и научного назначения. Эти суда сопровождали Лунную программу СССР, программу пилотируемых полётов, испытание беспилотного многоразового корабля «Буран».

Ну ладно. Это понятно.

А что такое «Пацаев»? От чего его надо спасать? И зачем?

Флот космической службы к 1990 году насчитывал 11 судов. Одно из них – «Космонавт Юрий Гагарин», построенный в 1971 г., до сих пор мог бы считаться самым крупным из всех подобных. Сегодня из этих 11 остался только «Космонавт Виктор Пацаев». Остальные в промежутке между 1990 и 2005 годом ушли на слом.

А «Пацаев», в 1996-м оказавшись в руках Российского космического агентства (теперь - Роскосмос), долго был без работы, в 2001-м оказался у причала Музея мирового океана в Калининграде и с 2003-го даже трудился – стоя у причала обеспечивал связь российского сегмента МКС с ЦУПом, одновременно привлекая публику необычной, «космической» внешностью.

Но примерно пять лет назад стало ясно, что Роскосмос в услугах «Пацаева» вот-вот перестанет нуждаться и тогда ему одна дорога – на слом. Уникальное, единственное оставшееся – на слом! Ветераны решили, что это недопустимо и приняли меры. На собранные ими средства провели историко-культурную экспертизу и в 2016-м «Пацаев» стал объектом культурного наследия народов России. От уничтожения вроде бы спасли.

Когда же в 2017-м он стал не нужен Роскосмосу, ветеранам пришлось решать проблему: как не только сохранить судно, но и сделать из него памятник отечественной космонавтики и специального судостроения, как обустроить на нём Музей флота космической службы, о котором мы мечтали.

Роскосмос, к его стыду, категорически отказался от этой идеи. Минкультуры – тоже.

В этот момент на призыв ветеранов откликнулись военные. Командующий ЗапВО А.Картаполов, ныне – заместитель Министра обороны, побывал в Калининграде, увидел «Пацаев» и заявил: «Возьмём в кронштадтский парк «Патриот». Ещё бы! 120 мест в каютах для юнармейцев, камбуз, спортзал, множество помещений для учебных классов и выставок, и главное: полностью оснащённые лаборатории с множеством стоек ещё недавно работавшей по МКС аппаратуры приёма и обработки телеметрии, спутниковой и КВ-связи, станция системы единого времени… Это же какая популярность светит «Пацаеву», встань он на Усть-рогатке в Кронштадте!

С тех пор прошло два года. В 2018-м и начальник Генштаба ВС РФ, и Министр обороны РФ подтвердили: «Пацаев» будет принят в состав парка «Патриот». Начали прорабатывать планы приёма-передачи. Владелец – АО «НПО Измерительной техники» подготовил документы для безвозмездной передачи судна военным. И… Дело встало.

«Патриот» оформился, как юрлицо, только в начале 2019-го. Его штат и финансирование на 2020 г. – на минимуме. Принять «Пацаев» не может.

Наступил 2020-й.

В феврале, на Морколлегии, на вопрос о «Пацаеве» представители Минобороны и ВМФ заявляют: «Пацаев» принять не можем. Требуется дорогостоящий ремонт». И называют сумму – 2.5 млрд. рублей.

Начальник Генштаба ВС РФ В.Герасимов отвечает ветеранам: военные готовы принять судно, но уже отремонтированным и музеефицированным. Причём задача ремонта и музеефикации перекладывается на правительство Калининградской области, Минкультуры и Роскосмос. По-русски это называется «халява».

Аналогичный ответ пришёл и из Главного военно-политического управления, возглавляемого А.Картаполовым, который в 2018-м обнадёжил нас (его слова: «У нас всё получится»).
Вот так. Ещё два года назад Минобороны было согласно принять «Пацаев», не выдвигая никаких дополнительных условий к дарителю. Ещё два года назад зам. Командующего Балтфлотом С.Елисеев называл стоимость ремонта – до 100-150 млн. руб.
Теперь Минобороны идёт на попятный. Откуда взялась цифра 2.5 млрд.? Видимо, с потолка, так как ни сметы, ни оценки стоимости ремонта никто не проводил.

Тупик? Что дальше?

У ветеранов не так уж и много возможностей. Только писем в Правительство, в Министерства и ведомства послано около сотни. Большинство ответов, как водится – отписки. В ходе личных встреч (с В.Мединским, А.Картаполовым, С.Елисеевым) нам говорили то, что мы хотели услышать. Однако мы нашли поддержку у СМИ, ОНФ и у депутатов Госдумы (С.Говорухин, В.Лысаков, В.Терешкова, Р.Романенко, Е.Серова).

В общем, мы ещё поборемся.

«Пацаев» должен жить, как музей и памятник, и служить людям. Иначе – все слова о воспитании уважения к истории своей страны и патриотизма останутся лишь словами.

http://niskgd.ru/mix/p46/2020-03-06_VoenOboz.htm - цинк

* * *



О ситуации на июнь 2020-го года.

Девятнадцатого июня исполнилось бы 86 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка-космонавта Виктора Пацаева. Его жизнь оборвалась 30 июня 1971 года во время полета. Виктору Ивановичу было всего 38 лет.
В память о нем были названы кратер на Луне, малая планета номер 1791 и научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев», на протяжении многих лет обеспечивавшее связь с отечественными космическими аппаратами.
О судьбе научника газета «Новый Караван» и портал Caravan.su писали на протяжении последних двух лет.
До 2016 года НИС «Космонавт Виктор Пацаев» обеспечивал сеансы связи с российским сегментом Международной космической станции. Затем с вводом в строй наземного командно-измерительного пункта в Калининградской области над кораблем нависла угроза утилизации.

Ветераны Морского командно-измерительного комплекса и Военно-морского флота, лётчики-космонавты СССР и РФ, считая, что, имея прочный корпус ледового класса, НИС может быть использован как средство технического контроля 2 космических полетов, учебный центр с общежитием для курсантов военного или мореходного училища, объект социального бизнес-проекта, стали бить тревогу, писать во все возможные инстанции и, наконец, обратились за помощью в СМИ.
Так ситуация попала в поле нашего зрения и портал Caravan.su стал информационной поддержкой в деле спасения НИС «Космонавт Виктор Пацаев».
На сегодняшний день судьба научника снова под угрозой.
Как стало известно редакции портала Сaravan.su, вопрос с передачей «Пацаева» на баланс Балтийского флота так и не решился.
Причина в отсутствии штатного расписания. А в частности, военные считают, что принятие судна на баланс приведет к гибели судна. Якобы у них нет таких специалистов, которые могли бы им заниматься, содержать его.
Между тем, мы не раз озвучивали мнение специалистов о том, что оставлять корабль без обслуживания равносильно его уничтожению.
Содержать судно достаточно затратно: периодически красить борта, убирать, чистить и пр. Это каждодневный труд. И, скажем, тому же Музею Мирового океана, на территории которого находится «Пацаев», своими силами с этим не справиться.
Корабль нельзя даже на короткое время оставить обслуживания. Он ветшает. И при таком отношении (читай – равнодушии), какое наблюдается сегодня, скоро спасать будет нечего. Если с левого борта, который каждый день видят посетители музея, картинка еще более-менее, то со стороны Преголи (правый борт), - стыд и позор.
В настоящий момент хозяин судна Роскосмос. Но для «Пацаева» такой хозяин, как хромая утка. Роскосмос не заинтересован в его содержании, потому что знает, что корабль уходит из-под его ведома под крыло Министерства обороны. А там, как уже было сказано выше, не торопятся с принятием судна в свое хозяйство.


http://caravan.su/novosti/istorii/styd-i-pozor-nis-kosmonavt-viktor-patsaev-baltflot-ne-beret-sudno-na-balans-skoro-spasat-budet-neche/ - цинк



С моей точки зрения, с учетом того, что все остальные корабли этого уникального проекта уже похерены, как минимум 1 должен быть сохранен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх