На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 893 подписчика

Свежие комментарии

  • Валентин Воробьев
    Незаконных надо немедленно выдворять.Подмосковной поли...
  • Леонтий Букштейн
    Мне одному кажется, что по форме головного убора военных из франции их можно назвать кастрюлеголовыми?😜Ганчев: в Харьков...
  • Игорь Максаков
    Всех сжечь так, чтобы пепел за пару минут развеялся.Ганчев: в Харьков...

Может ли «справедливость» быть идеологией

Если верить историкам, то идеология на Руси, во все времена, колебалась вокруг понятий «обчество» и «справедливость». И это именно про народные массы, а не про «правящие элиты», хотя, справедливости ради (извинения просим за тавтологию), и элиты наши не были лишены понятия справедливости, как бы кому-то не хотелось видеть иное.

Бывали в нашей истории времена, когда понятие «справедливость» почти сливалось с понятием «социальное равенство», бывали времена, когда два эти понятия оказывались на диаметрально противоположных концах политических течений, бывали и времена, когда «обчество» оказывалось настолько справедливым и так четко соблюдало равные права членов общины, что от такого «равенства» могло опустеть полдеревни. Но между тем, все равно, происходящие события укладывались в парадигму «справедливости».

Я не стану расписывать принцип, по которому князь Олег собирал дань с подвластных ему племен и как эта дань делилась между участниками походов. Если кого-то очень интересует этот вопрос, то пожалуйста загляните в учебник истории. Нам же довольно того, что дань или полюдье, собиралось княжеской дружиной и расходовалось на обеспечение защиты подвластных Олегу племен.

Собирать древнерусское государство начал Рюрик, но именно создал основу такого государства – князь Олег и он-то и ввел первый налоговый режим и стал единственным его «выгодоприобретателем». Если до Вещего Олега с племен и городов дань могли брать практически все мимохожие – у отдельных поселений мало было шансов защитить себя, впрочем, как и у осажденных городов. А желающих поживиться добычей было много – те же викинги, хазары и т. д.. И, что немаловажно, охочие до добычи «гости», могли заявиться несколько раз в год.

Полюдье, введенное князем Олегом, позволяло содержать «гарнизоны» в поселениях племенного союза и своевременно защищать от людей набегов. Нужно учитывать, что введенное полюдье, было хоть и существенным, но не обременительным – люди, вставшие под руку князя, не оказывались на грани выживания.

По мере роста и становления Древнерусского государства, менялись размеры и форма дани, менялись принятые в государстве законы (пусть и неписанные, но они были и исполнялись).

Несмотря на то, что создателем Русского государства принято считать Ивана Грозного, но основы государства были сформированы и заложены Иваном III. Именно Иван III заложил фундамент русской государственности и «обрисовал» пути её развития. Иван IV, по сути своей продолжил начатое до него дело и «шел» по уже проложенным «рельсам». После Смутного времени восстановление и дальнейшее строительство Русского государства продолжила династия Романовых. А новый импульс к развитию государства – основание империи – дали реформы Петра Великого.

С разной степенью успешности создавали, достраивали и перестраивали Россию цари и императоры Романовы, а принципиально новое государство, было создано большевиками после переворота, устроенного либерально настроенными российскими элитами.

Социалистическое государство – СССР – просуществовало, по историческим меркам, буквально одно мгновение – 74 года и в наши дни, мы живем в Российской Федерации, которая имеет значительные отличия от любого другого государства в мире. Современная Россия – не империя, не государство социального равенства, у нас нет ни капитализма, ни социализма, ни коммунизма.

Современная Россия находится в переходном периоде и огромный процент ее граждан требует, чтобы правительство немедленно, буквально немедленно, предоставило им идеологию и показало перспективы, того «светлого будущего», к которому, все мы должны бы были стремится.

Справедливость – это общий нравственный постулат, служащий для снижения напряжения при совместной жизни людей в случае, когда сталкиваются желания, интересы, обязанности. Справедливость – это способ как обоснования, так и распределения между совместно проживающими людьми, как тягот, так и выгод их существования и деятельности в рамках единого социального пространства.

В этическом аспекте справедливость – это равные возможности для обретения счастья и обладания благами (для каждого своими). Здесь понятие справедливости базируется на том, что конкретный набор материальных и духовных благ одинаково доступен для любого члена общества.

В правовом смысле справедливость – это формальное равенство требований, законов, норм и правил, по которым «измеряются» поступки людей, уравненных между собой в качестве субъектов права. По сути, правовое равенство – это равенство арифметическое, когда любые индивиды равны между собой, как любое число равно самому себе.

Говоря о древней Руси, я начала с того, что полюдье, взымаемое княжеской дружиной было посильным, для жителей и расходовалось на их защиту от набегов и захватчиков. Было ли такое положение дел справедливым? Да. Все ли считали такое положение дел справедливым? – Нет.

«Белка с дыма» – это не так и много если в доме есть тот, кто может охотиться. А если охотников в доме нет? Одинокий старик или вдова с малыми детьми – им просто негде взять эту белку, разве что только «купить за услугу» у кого-то из односельчан. Или… за таких могло «заплатить» «обчество», а в последующем, человек, за которого заплатили, должен был отработать «на общество» или на соседа. Справедливо? В принципе, да, если такие работы позволяли «заёмщику» помимо работы на кого-то, еще и на себя работать.

Было по-разному. В каких-то общинах действительно платили за малоимущих, которые в ответ на это занимались общинным домом и огородом или другими посильными работами. В каких-то общинах напротив, малоимущих буквально брали в рабство и не давали возможности хоть сколько-то наладить быт. Такой же вариант был и в том случае, если занимали у соседа. Но! Как бы ни было, платить полюдье – это действительно отдавать часть своего дохода князю, который и защитит, и рассудит, а в плохой – голодный – год и помочь зерном может. Полюдье – это защита, не абсолютная и не всегда достаточная, но без него, любой набег – это гарантированная смерть или рабство. Люди выбирали платить дань князьям, чтобы большинство могло жить с той или иной степенью благополучия, но жить.

Что примечательно, так это то, что такой общинный уклад сохранялся практически до конца девятнадцатого века. И никакое крепостное право не мешало сельской общине жить по своим неписанным законам и соблюдать свои, неписанные, но традиционные правовые и этические нормы.

У высшего света – элиты были свои представления о справедливости и равенстве. И это тоже было в рамках традиции. Безусловно, что и сами представления о справедливости у крестьянской общины и высшего света были различны, но они были. И этому разделению способствовало то, что российское общество, фактически до 18 века было разделено на две страты – народ (крестьянство) и, условно говоря, свет. Между двумя этими частями российского общества было очень мало общего, потому что к «свету» относились и жители городов, включая городскую бедноту и мещан. Крестьянство – любой национальности, что входило в состав Русского государства, оставалось в рамках своей народной культуры. Изменить такое состояние дел смог только конец 19 начало 20 века. Именно в этот период народная, традиционная культура начинает уступать культурным традициям «света», а если быть точнее – мещанства. Поскольку именно в этих пограничных слоях российского общества стал развиваться процесс диффузии – проникновение одного слоя в другой и впитывание нравов более развитой общественной страты. Этому процессу способствовало промышленное развитие, технический процесс и зарождение буржуазии.

Именно в этот период понятие справедливости и социального равенства оказались далеко «на обочине» общественной жизни. Естественно, во всем этом не последнюю роль сыграла и Первая мировая война.

Что же касается христианских православных принципов, то они были в большей степени свойственны, как раз «свету». Народ же, основная его масса, продолжала верить в то, во что верили их предки и церковь этой вере не мешала с тех самых пор, как поняла, что если «не можешь остановить, то нужно возглавить». Но как бы не стремилась церковь заменить принцип справедливости, свойственный российскому народу, на принцип «все в руке Божией», полностью сменить ментальность россиян у нее не получилось.

Россиян, а не русских, потому что и карелы, и народы коми, и осетины, и мордва с чувашами и еще масса народов, населяющих Русь-Россию приняла православную веру. Но каждый российский народ и сегодня имеет в своей традиции, какой-нибудь обряд или ритуал, корни которого уходят в далекую дохристианскую эпоху. Что, ни в малой степени, не делает этих людей язычниками и не мешает им оставаться православными.

Более того, семьдесят лет «безбожной» советской власти никак не повлияли на народное мировоззрение.

Большевики, собственно и смогли прийти к власти потому что первые их лозунги были основаны на народном понимании принципов справедливости и представлении о справедливом обществе.

Первая мировая война была не понятна для солдат, которых рекрутировали из крестьян и рабочих. На Россию никто не нападал. Сам царь, неведомо почему объявил войну. За что воюем и чем обернется победа – не ясно. А дома хозяйство и жена с дитями и нет мужика, чтобы пахать, чинить, рубить, мастерить. Некому хлеб роʹстить. И на заводах некому работать, потому что и рабочих «забрили» и у станков стоят подростки.

Февральская революция с ее либеральными ценностями и системой «советов» привела страну на грань уничтожения. И, если народ видел, всю неправильность происходящего, то понять причины – он уже не мог. И буквально в момент агонии государства, большевики предлагают новую-старую идею справедливости: Земля – крестьянам, фабрики – рабочим, вся власть – советам.

И, действительно, если крестьянин обрабатывает землю, выращивает на ней хлеб и кормит этим хлебом все государство, то земля и должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. И этот же принцип был предложен и рабочим – вы работаете на заводе и будет справедливо, чтобы завод принадлежал вам.

И на тот момент ни крестьянин, ни рабочий не сознавал, что пахать землю или вытачивать детали – это самое простое. Что зерно нужно уметь сбывать, что его нужно уметь хранить в промышленных масштабах. Что проданное зерно отправляется к покупателю по железной дороге, речным и морским транспортом, на автомобилях. Что все это должно поддерживаться в определенном рабочем порядке, что нужно строить новые дороги и пароходы. Что на все это требуются огромные деньги и т. д.

В такой же ситуации оказались и рабочие, которые не сознавали, что нужны поставщики и заказчики, что нужна добыча руды и выплавка металла, что готовый металл не обязательно поступит на это предприятие. А вполне может быт проданным за границу и необязательно тот, что имеется в наличии, а еще тот, который только собираются выпустить.

И просто замечательно, если власть будет передана советам рабочих и крестьян, но только в том случае, если «советчики» будут иметь хоть малое представление о том, к чему их действия могут привести государство.

Лозунги большевиков, во многом остались лозунгами, поскольку «справедливость», в них провозглашенная могла принадлежать обществу, с совсем другим уровнем сознания. К чести большевиков, одновременно с невыполнимыми лозунгами, были провозглашены и такие, что буквально с первых дней стали воплощаться в жизнь – большевики, с первых дней установления своей власти, стали заставлять людей учиться.

В наши дни, понятие справедливости, вновь выходит на первые позиции и становится основой идеологии российского общества. И, что крайне важно, наше общество имеет уже абсолютно другой уровень сознания, обусловленный образованием. И наше современное общество находится на высокой ступени технического развития. Именно в наше время и можно обеспечить максимально возможный уровень справедливости, в большей мере, за счет использования достижений айти и робототехники.

В идеологическом контексте российского общества, справедливость часто ассоциируется с понятием «социальной справедливости» и «социального равенства». Она нацелена на создание равных возможностей для всех граждан, независимо от их социального статуса, положения в обществе или финансового положения. Справедливость стремится устранить или снизить влияние различия в благосостоянии и возможностях между разными группами граждан.

Сегодня, самым «болезненным местом» и при этом ключевым принципом справедливости, в российском обществе, является «равенство перед законом». Болезненным, потому что довольно часто этот принцип «не срабатывает». Но только это, зачастую, не недоработки судебной и исполнительной ветвей власти, а «переработка» «четвертой ветви власти» – СМИ, которые в погоне за «горячим» материалом, «тасуют» сведения, слухи и информацию от официальных источников в причудливом порядке и в результате выдают материалы, которые крайне далеки от действительности. Ну и, наши СМИ, давно подменили обязанность «информировать население» на высказывание собственного мнения отдельного корреспондента, репортера, журналиста. Особенно хорошо это видно по тому, как ведется освещение нашими СМИ и медиа СВО.

Тут и без журналистов и прочих экспертов понятно, что в реальной жизни достижение полной справедливости – это сложная задача. Различия в достатке, социальном положении, доступе к образованию и медицинским услугам – зачастую играют роль преграды на пути к справедливости и этим вопросом, даже сегодня, вплотную занимается государство предоставляя дополнительные ресурсы и поддержку малообеспеченных слоев населения.

Однако идеалы справедливости, о которой уже так много сказано, вообще-то вопрос дискуссионный, потому что и сегодня то, что является справедливым для одного человека, может быть полной несправедливостью по отношению к другому человеку. И эта тенденция не только в отношениях между людьми высвечивается. Это и на международном уровне очень ярко проявлено. Чего стоит заявление МОК о том, что израильские спортсмены не должны отвечать за политику, проводимую государством, а потому Олимпийский комитет не в праве не допускать их до соревнований. И мы же помним, что российские спортсмены не допускаются до соревнований уже не первый год.

МОК все тот же, но сколь различны его подходы.

Итак

Справедливость, понятие справедливости, справедливого общества, справедливого государственного строя – это традиционная моральная и нравственная норма всех слоев российского населения. Справедливость – это исторически сложившаяся норма, к которой во все времена тяготели жители Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. И если уж наше общество находится в поисках идеологии и при этом «берет курс» на народные традиции, то почему бы не рассмотреть справедливость, как элемент нашего общего светлого будущего, идеи того, каким должно стать наше государство?

Но, только было бы не плохо помнить о том, что принципы справедливости применимы, в первую очередь, к себе самим и только потом, к другому человеку и обществу в целом. А принципов не так и много:

1. Равенство перед законом: Справедливость требует, чтобы все граждане были равны перед законом и имели одинаковые права и возможности. Это является одним из основополагающих принципов справедливости и должно быть основой для формирования идеологии общества.

2. Государственные гарантии: Справедливость требует, чтобы государство предоставляло гарантии и защиту прав и интересов всех граждан, вне зависимости от их социального статуса или положения. Это подразумевает создание социальных программ и мер поддержки, направленных на устранение неравенства и обеспечение справедливости.

3. Экономическая справедливость: Справедливость в экономике означает, что ресурсы должны быть распределены справедливо и обеспечивать благосостояние всех членов общества. Это может включать в себя меры по борьбе с коррупцией, расширению доступа к образованию и здравоохранению, а также создание равных возможностей для всех в экономической сфере.

4. Социальная солидарность: Справедливость требует участия и поддержки всех членов общества. В идеологии современного российского общества должны присутствовать принципы солидарности, справедливо распределяющие обязанности и ответственность между гражданами.

5. Многообразие и толерантность: Справедливое общество должно быть построено на основе принятия и уважения к разнообразию мнений, культур и верований. Идеология российского общества должна включить в себя признание равных прав и свобод для всех граждан, независимо от их расовых, национальных, конфессиональных и прочих различий.

Подписывайтесь на ТГ Solo Васия 

Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».
Раздел «Нацизм украинский» пополнился материалом о запорожском казачестве (аудио)

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх