На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Борис Выдрин
    Такие действия руководителя госучреждения, невзирая на пол, - откровенная госизмена. И пора ставить к стенке, по-ином...Мы их осуждаем, а...
  • Marina Bubon
    Какое танго, господа? Краковяк какой то невнятный… эх, топну ногой, да притопну другой… ну, и пальчиком - айайай🤮🤮🤮Китайское танго г...
  • Marina Bubon
    Про кефир и гречку… в самое то! Мадаме точно пора на диЭту… на этот самый кефир((((((Мы их осуждаем, а...

Пепси за подлодки. Было и такое в СССР

 

Пепси не мой напиток. Да и Кола тоже. И здесь никакой политики и никакого "квасного", сермяжного патриотизма. Просто не люблю и всё.

Кому-то нравятся эти напитки, ничего предосудительного в этом не вижу. Речь не об этом. Сегодня просто небольшой исторический экскурс, как эти напитки покоряли просторы СССР.

В СССР очень долго никаких товаров из капиталистических стран не было.

Хотя попытки у той же Пепси проникнуть на наш рынок были ещё в 1938 году.

Но, при Сталине шансов на советском рынке у заокеанской «содовой» было не больше, чем у гитлеровцев под Сталинградом.

Но капиталисты не дремлют...), при оттепели на выставку американских достижений 1959 года Ричард Никсон привёз в Москву различные предметы американского быта.

Хотел показать советским людям, как хорошо живётся при капитализме. Вместе с ним приехал Дональд Кендалл – он тогда был вице-президентом "Пепси-Колы" по маркетингу.

Коммунистов он не любил, но знал толк в маркетинге и держал руку на пульсе.

Кока-Кола выставку проигнорировали, интересно, кусали ли они потом локти?

На выставке разгорелся жаркий спор между Хрущевым и Никсоном. Спор на тему, что же лучше - коммунизм или капитализм? Забавно, но происходило это на фоне американских холодильников.

И именно в этот момент Кендалл протягивает стакан Пепси (с логотипом) Хрущеву, мол, столько говорите, промочите горло.

Снимки пьющего пепси Хрущёва, слегка изумлённого Никсона и мрачно взирающего на всё это Ворошилова облетели всю планету вместе с описанием произошедших там же «кухонных дебатов».

Снимок стал лучшей и бесплатной рекламой продукции Пепси.

Слово за слово, стороны договорились о поставке Пепси в Союз.

Тот самый момент. Фото из открытых источников.

Осталось разрешить вопрос об оплате. Ведь советские рубли были не конвертируемыми.

Так и возникла идея бартера. А что в тот момент было в СССР самым популярным на Западе?

Конечно, vodka. Так Пепси стала официальным дистрибьютором «Столичной» в Штатах.

Меняли по курсу литр vodkи на литр концентрата.

Кстати, советское руководство давно удручало господство на рынке США vodkи Smirnoff — старого имперского бренда, оказавшегося на Западе вместе с владельцами-эмигрантами.

Пусть пьют настоящую советскую voдку, а не то, что «Смирнофф» разливает в Коннектикуте.

В 1973-м в США распродали первую партию из 30 тысяч ящиков советской vodkи.

В  1978-м американский рынок выпил уже 200 тысяч ящиков «Столичной». А к 1980-у году — несмотря на массовый бойкот из-за Афганской войны — в США удалось продать миллион ящиков.

Со слоганом «покупайте настоящую русскую vodkу из Ленинграда, а не „Смирновскую“ из Кентукки» шло завоевание американского рынка.

Первый же завод Пепси в СССР открылся уже при другом вожде.

К 1989 году у PepsiCo был 21 завод в Советском Союзе. Планировали открыть еще 26.

Леонид Брежнев на заводе «Пепси» (фото: Владимир Мусаэльян)

Народу напиток понравился.

Но, железный занавес трещал по швам. Советским гражданам надоели партсобрания и бурные овации на съездах.

Хотелось джинсов и вкуса свободы. То есть — «Пепси». И побольше.

В 1988-м «ПепсиКо» выпустила первую коммерческую рекламу на советском телевидении. С Майклом Джексоном. О ней писал Пелевин в  Generation P.

И ролик с космонавтами на орбите, пытающимися в невесомости добраться до заветной бутылочки.

Но, американцев уже не устраивает бартер. А что может предложить Союз взамен нашего национального напитка?

Ну не самовары же с балалайками. А что тогда? Вы не поверите, я, кстати, тоже не верю до сих пор - подлодки...!

Модернизация оснащенности армии в 80-х переживала последний рывок.

Флот был не исключение. Со стапелей сходили всё более совершенные подлодки, авианосные, атомные и просто крейсеры, БПК-МПК и сторожевики.

Именно в это время их стали называть на западный манер эсминцами, фрегатами и корветами.

Старые корабли массово списывались. Но, даже безнадёжно старый корабль — это очень дорого.

Вот и созрел гениальный план: а давайте выменяем пепси на старые корабли?

Дональд Кендалл, Михаил Горбачёв и глава советского правительства Николай Рыжков в первых числах мая 1989 года подписали соглашение.

По условиям договора PepsiCo за поставки сырья и оборудования получила 20 старых военных кораблей: 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец.

Не знаю, как американцы не поперхнулись пепси от этого предложения...

Идея изумила западную прессу. В советской прессе сделку не особенно озвучивали даже во времена безудержной гласности.

Не думаю, что пытались засекретить. Все-таки проданные корабли не были боевыми единицами.

Это были списанные, глубоко устаревшие, лишённые любых остатков сколько-то ценного оборудования ржавые остовы.

Суда потом «ПепсиКо» продала на металлолом куда-то в Скандинавию.

На Западе иронизировали, что PepsiCo стала обладателем шестого по размеру военно-морского флота в мире.

Кендалл заявил президенту США:

Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы.

А The New York Times в 1989 году иронизировала, что "вывоз излишков оружия из СССР — неплохой способ помочь перестройке".

На самом деле терминология и классификации НАТО и СССР не совпадали.

Крейсерами на Западе могли звать и старые советские крейсеры вроде 68-бис, и крупные БПК. Эсминцами — БПК и МПК. Фрегатами — МПК и сторожевые корабли.

С подлодками проще, 17 субмарин, каждая из которых стоила «ПепсиКо» 150 тысяч долларов, относились к проекту 613. 

Это самый многочисленный тип подлодок советского флота — безнадёжно, фатально устаревший к концу 80-х. Появились они в начале 50-х годов как результат изучения трофейных немецких субмарин типов VIIC и XXI.

Подлодка проекта 613. Фото из открытых источников.

От этих древних подлодок американцам оставили лишь остовы, демонтировав даже винты.

Хотя, конечно, идея их продажи дикая, для меня, во всяком случае.

Планов у Пепси было громадьё. Хотели построить ещё два десятка заводов.

В 1990 подписали контракт на 3 миллиарда долларов, что стало крупнейшей сделкой между СССР и частной компанией.

Сделка обеим сторонам была важнее эмоций и политических дрязг. Бутылочка в 0,33 литра стоила 40, затем 45 копеек. А бутылку советской газировки можно было купить за 15 или 22 копейки.

Но... Наступил 1991 год Союз распался.

У Пепси начались проблемы по контракту с уже несуществующей страной. Пришлось отдельно договариваться с Украиной (там строили танкеры, которые должны были отойти компании по новому контракту), Белоруссией (там делали пластиковые бутылки).

Ну и в довершение Кока-Кола стала довольно агрессивно захватывать российский рынок. На новый, "дикий" рынок хлынули конкуренты, и удержать лидерство PepsiCo не помогли даже лавры первопроходца.

Монополия Пепси закончилась. А Дональд Кендалл, ставший в 1963 году главой PepsiCo, получил уже в 21 веке два российских ордена – Почёта и Дружбы.

В СССР он был известен не меньше, чем «красный миллионер» Арманд Хаммер, потому что поставлял пепси за железный занавес в самый разгар холодной войны.

Умер он год назад в возрасте 99 лет, оставив 55-летнюю вдову, четверо детей и десяток внуков.

Мечтой Кендалла была возможность каждого советского гражданина купить бутылку пепси в десяти минутах от дома.

Ну что же, его мечта сбылась.

А я пожелаю не злоупотреблять пепси и колой вне зависимости от политических взглядов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх