15 октября в Польской Республике пройдут парламентские выборы. Казалось бы, для чего нам анализировать избирательную кампанию у русофобской соседки? Ведь антирусский курс Варшавы стабилен и не меняется уже десятилетиями. Однако не всё так просто. “Вышеградская четвёрка” (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) – особая Европа.
Непослушная, настроенная на срыв невыгодных для себя инициатив Брюсселя. Внешнеполитический курс этих стран, вопреки распространённому стереотипу, вполне подвержен изменениям, в том числе на восточном направлении._
Находящийся у власти в Будапеште Виктор Орбан всё время, прошедшее с начала вооружённого конфликта, демонстративно выдерживает нейтралитет и задаётся вопросом о правах венгерского меньшинства в Закарпатье. Военные поставки со стороны Венгрии практически не осуществляются. Выборы в Словакии обернулись громкой победой Роберта Фицо, чья риторика в отношении “нэзалэжной” сравнима с риторикой Орбана. Важность данного факта в том, что Словакия сохранила стратегически важные военные предприятия, заточенные под советские типы вооружений. Не исключено, в ближайшие месяцы мы увидим, как Братислава начнёт всё больше уходить в себя и дистанцироваться от происходящего по соседству мордобоя.
Но и в Польше могут произойти интереснейшие пертурбации. Действующую власть представляет консервативная партия “Право и Справедливость” (ПиС). Это русофобы старой закваски – идейные наследники Пилсудского, которые не любят Россию просто за то, что она существует. В то же время в отношении жовто-блакитных соседей дискурс ПиСа нельзя назвать однозначным. С одной стороны, Польша оказала им огромную военную помощь. С другой же, в последнее время мы видим сплошные скандалы в двусторонних отношениях. Консерваторы отказались пропускать в Польшу зерно из Малороссии, заявили о планах сокращения социальной поддержки беженцев, отпустили целый ряд нелицеприятных для Владимира Александровича фраз на международных площадках (шутка ли, президент Анджей Дуда назвал бывшую УССР “утопающим”, который подвергает риску жизнь своего спасителя).
Кто-то утверждает: дескать, играют на публику, на своего избирателя из католической и консервативной польской глубинки. Во многом так и есть. Но исторически “Право и Справедливость” всегда выражала глубокое возмущение реабилитацией нацистов в “нэзалэжной”. Да и в целом снискала себе репутацию “киевоскептиков”. Кроме того, ПиС знатно троллит официальные органы Европейского Союза. Дело дошло до того, что Брюссель даже ввёл против Польши санкции (пусть они и называются “штрафами” за неисполнение общеевропейского законодательства).
Главную угрозу для ПиС представляет либеральная партия “Гражданская платформа” (ГП) во главе с Дональдом Туском. Это целиком и полностью креатура властей ЕС. Сам Туск в 2014-2019 гг. являлся председателем Европейского Совета, затем был главой Европейской народной партии в Европейском парламенте. На днях руководство ГП провело в Варшаве “Марш миллионов сердец”, где реяли флаги Польши, Евросоюза и знакомые радужные полотнища. Число участников впечатляет – Туск заявил об 1 млн человек, независимые наблюдатели – о 600-800 тысячах. В любом случае угроза для нынешних властей нарастает.
Социология говорит о том, что соперники идут нос к носу. По данным опроса 2 октября, проведённого для RMF FM и Dziennika Gazety Prawnej, ПиС набирает 32% голосов, ГП – 28,2%. Впрочем, для консерваторов ситуация осложняется следующим фактом. Не исключено, что их противники могут вступить в альянс и сформировать леволиберальное большинство. К ГП вполне могут присоединиться коалиция “Третий путь” (основа – Польская крестьянская партия, PSL) и “Левица” – они имеют 11% и 10,2% соответственно. ПиС может уповать только на коалицию с ещё более правой партией “Конфедерация” (её отношение к жовто-блакитным соседям гораздо более жёсткое, чем у действующих властей).
_
Итак, пока ПиС плюс “Конфедерация” могут рассчитывать на 42% голосов польских избирателей, их оппоненты из леволиберального лагеря – на 49,4%. Казалось бы, инициатива в руках проевропейских, абсолютно компрадорских политических сил. Тем не менее, делать такие выводы рано. Далеко не факт, что с ГП в принципе захотят вступать в коалиционные отношения (в то же время “конфедераты” поддержат ПиС в любом случае – как меньшее зло). Да и до выборов ещё есть время. Жёсткие шаги правительства Моравецкого в отношении несчастного соседа-попрошайки вызывают всё больше симпатий среди широких масс. Да и от кризиса с беженцами люди не в восторге – даром что понаехали славяне.
России, на самом деле, есть за кого поболеть в польской избирательной гонке. Невзирая на русофобский бэкграунд партии ПиС, консерваторы всё же более строптивы и неуступчивы во взаимоотношениях с евробюрократией. Кроме того, будучи националистической силой, не склонной к тому, чтобы отдавать другим последнюю рубашку, ПиС уже заявил: милитаризация Польши направлена на обеспечение в первую очередь польской безопасности. И делиться с кем-то ещё новоприобретёнными вооружениями Варшава не намерена. Отдали советские запасы – будьте благодарны. Аттракцион невиданной щедрости окончен.
Ну а в целом, Москва заинтересована в том, чтобы в польском политикуме укреплялись здоровые общественные силы. Таковой является правая “Конфедерация”. Её потенциальный результат в 10% – большое достижение, учитывая тотально русофобский консенсус среди основных политических сил Третьей Речи Посполитой.
Свежие комментарии