Добрый день, Империя.
Давным-давно, когда деревья еще были большими, а фрау Урсула совсем еще юной фройляйн, не имевшей профильного образования, позволяющего рулить одним из крупнейших рынков мира, проклятые китайские коммунисты задумали черное дело. Ну как сказать, не совсем черное, но это смотря для кого.
Короче говоря, проклятые китайские коммунисты решили понять, куда им вести свой Китай дальше. Сели, значит, китайцы в кружок и давай думать – а вот если нам авиацию развивать, справимся ли? Справимся, но не очень, нет у Китая своей школы авиационных двигателей. И даже скопировать чужие не очень-то получается – ну скопировали, а оно нужные параметры никак не выдает.
Хорошо, подумали китайцы – а вот что если мы за электронику примемся? Мы вообще понимаем, куда мир пойдет дальше? И тут главный китаец воздел палец в небо и мудро произнес: “- А пусть эти буржуи сами нам помогут! Мы им тогда улыбаться и кланяться будем, но камень за пазухой нам держать никто не запретит – придет время, и эти самые буржуи без нас уже как бы и не выживут. Хитро я придумал, китайцы?”
В те стародавние времена китайское автопроизводство выглядело совсем уж не очень – что говорить, если даже главный правительственный автопарк создавал завод, подаренный товарищу Мао еще товарищем Сталиным, вместе со всеми технологиями? Это сейчас заводик клепает неплохой китайский Aurus с местным колоритом – а раньше что ты ни делай, все равно либо ЗиС-105, либо “Чайка” получалась. Так бы и клепали ведра по старым советским технологиям, но тут на помощь пришли буржуи.
И вроде дела пошли на лад – буржуи завезли и установили технологические линии по производству тех же автомобилей, – только успевай копировать – но и тут нашла коса на точильный камень. Вроде все в порядке, но свой двигатель внутреннего сгорания с сопоставимыми европейскому рынку параметрами как-то все не получался. Вот что значит отсутствие многолетней научной школы в этом деле, ибо ДВС изделие сложное и нервическое, тут с мотыгой делать нечего – все равно какой-то Abibas выходит.
Время шло и тут на сцену вышли настоящие экологи. Люди без образования, но с убеждениями. Без мозгов, но с идеями – тут-то у китайцев глаза открываться и начали.
Чем громче кричали гринписи, тем шире глаза у Коммунистической партии КНР; и даже товарищ Ху Цзиньтао – а следом и товарищ Си Цзиньпинь – сначала так себе недоверчиво улыбались, не смея поверить в такую удачу, но гринписи очень старались. Очень громко кричали.
Есть у китайцев одна неповторимая черта – они любят совмещать совершенно несовместимое в одном гаджете. Тут тебе и открывашка для пивных бутылок, и зажигалка, и фонарик, и машинка для стрижки катышков с одежды – и все это в одном корпусе и в сети вай-фай и блютус. Еще и мигает разным цветом, нагло и призывно – настоящий китайский маркетинг. Никто не понимает, нафига это все нужно, но модно и современно.
Примерно такой же подход случился и к китайским автомобилям на батарейках – тут тебе не просто гаджет, а с претензиями. Партии потребовалось с десяток лет, чтобы сформировать и отладить стратегию – и когда все уже заработало, уже у Евросоюза возникли подозрения, что Компартия просто решила убить автопромышленность Европы на корню. Слишком уж выгодными стали все эти BYD, SAIC и Nio для европейских потребителей и в ущерб местной индустрии. Но и этого мало – китайцы создали не просто новую большую отрасль, они под нее сумели скупить ряд европейских производителей.
Вольво, к примеру. Или британский Лотус. А где не сумели – там выманили инженеров и дизайнеров большими зарплатами (примерно втрое выше, чем в ЕС) и крутобедрыми китайскими девками. Части ключевого персонала лишились Фольксваген, Мерседес, Ламборгини и Феррари. Инженерный корпус Рено почти всем составом перебрался на сборочные китайские линии в Танжере, в Марокко.
Мало того. Кто знает компанию LTC? Да никто, хотя об их автомобилях знает каждый – и она теперь тоже принадлежит китайцам. Это те самые знаменитые “черные кэбы”, лондонское такси, которое внешне не менялось с давней модели Austin FX3, выпущенной еще в 1948 году. Менялись двигатели, трансмиссия и подвеска – но внешняя концепция оставалась визитной карточкой Лондона, как и красный двухэтажный автобус.
И вот оно случилось. Фрау Урсула выросла, обвела строгим взглядом Евросоюз и внезапно осознала, что проклятые китайские коммунисты скоро оставят на европейских дорогах только проклятые китайские электроповозки. А куда деть местных производителей, если цены на китайские машины минимум на треть ниже местных?
Ага, подумала фрау, наверняка комми субсидируют своих производителей, дабы завоевать Святой Европейский Рынок – и невдомек фрау, что проклятые комми субсидируют производство вот уже десять лет, с прихода к власти товарища Си. И не просто субсидируют – берут на себя ровно половину цены электромобиля, включая добавленную стоимость. Нужно же куда-то скирдовать сверхдоходы с торговли с Америкой? Вот и скирдуют, как умеют.
Ну и задумал Рейхскомиссариат затеять свое антисубсидиарное расследование – дескать, сейчас как все выясним, как поднимем ввозные пошлины на китайские ведра, так сразу европейские производители и воспрянут. Рейхскомиссариату еще предстоит выяснить, что сегодня минимум треть всех изделий Фольксваген и Мерседес производится на заводах в Китае. И Порше тоже там, к слову.
Веселым и находчивым в Брюсселе невдомек, что Пекин держит всю индустрию в Евросоюзе за мягкие фаберже – и даже если цены на китайские машины вдруг скакнут вверх, то европейские автомобили станут еще дороже.
Достаточно сказать, что почти все сырье для производства автомобилей в Европе идет из Китая. И не только сырье – в Канаде лег и не дышит “крупнейший в мире производитель автокомпонентов” Magna. Потому и не дышит, что давно уже не крупнейший, а автокомпоненты сейчас плывут в ЕС через Индийский океан, из далеких южнокитайских портов.
Расследование Европейским союзом субсидий Пекину на электромобили призвано защитить своих автопроизводителей от наплыва дешевых китайских автомобилей. Но если это приведет к введению тарифов “око за око”, больше всего пострадают крупнейшие компании, приносящие прибыль, – Mercedes-Benz Group AG и BMW AG.
Для немецких производителей высокого класса, включая Porsche AG, Китай оказался ненасытным рынком для их самых дорогих моделей, таких как S-Class, 7-Series и внедорожник Cayenne. Однако эти автомобили в основном импортируются, что ставит их на линию огня, если Пекин ответит на какие-либо меры ЕС.
Мало того, что немцев теснят по всем фронтам в самом Китае (BYD в этом году впервые сдвинул Фольксваген с первого места по продажам и вряд ли отдаст его обратно), так еще и введение ввозных пошлин в ЕС приведет к повышению вывозных пошлин на “европейские” автомобили в Китае – и уж точно пошлины на сырье и компоненты тоже взлетят в небо.
Забавная история, на самом деле. А если еще учесть, что практически 90% всех машин, производимых в ЕС, использует российский алюминий, ситуация еще забавнее – изоляция настолько наглядна, что дальше некуда.
Но тут главное верить воплям европейских СМИ, что Евросоюз все равно и в любом случае победит. Главное, отодвинуться во время этой победы подальше.
Чтобы не забрызгало ненароком.
P.S. Едва не забыл самое смешное. Вместе с китайскими компаниями под это расследование попадает и Tesla. Замечательное расследование – посмотрим, какими темпами и с каким усердием Илон Маск теперь будет строить завод по производству аккумуляторов в Германии.
Свежие комментарии