Политика как она есть

40 702 подписчика

Свежие комментарии

  • Елена Мамонова
    выдают желаемое за действительное!Фейк: мост Каховс...
  • Елена Мамонова
    это наша земля,а то что она отошла Украине было сделано в пьяном угареЗападная пресса: ...
  • Людмила Боченкова
    спасибо западным компаниям за щедрость оплаты нашей российской нефти!видно  не зря в пнесне поётся -без воды не туда ...Компании из Европ...

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)

Прежде всего, я должна выразить благодарность нашим подписчикам. Уже не первый раз ваши комментарии дают развитие начатой теме. Вот и сейчас, разговор, который пусть и в малой части касается науки и религии, получил продолжение благодаря комментарию Светланы.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)

Ну и собственно статья – это продолжение начатого разговора и той темы, о моем родном крае, который начала Светлана.

Первые, считается славянские поселенцы, стали появляться в Прикамье, на землях (лесах) заселенных представителями тюркских, угро-финских и северных (манси) племен примерно века с IX. По крайней мере, сведения об этом находят именно в этот период. Шли сюда с Новгородчины и не столько за лесными богатствами, сколько за солью. Но между тем, заселение этих краев русскими поселенцами отсчитывают от X века.

Самым древним Прикамским, Приуральским поселением считается Чердынь, но древнее ее село Пянтег, что находится в чердынском районе. Вообще, Чердынь, Гайны, Усьва – это север Пермского края и коми-пермяцкие земли. Исконные.

Отступление:

И в Пермском крае есть вечная мерзлота, пусть ее совсем немного, но зимние температуры порой переваливают далеко за минус сорок градусов по цельсию.

И, кстати, спор о том, Кама или Волга все-таки впадает в Каспийское море, разрешили ученые – оказалось ни та, ни другая.

Вишера – заповедная Вишера – впадает в Каспий, а Кама и Волга – ее притоки.

Так вот коми-пермяцкое село Пянтег самое древнее в Прикамье. Расположенное на берегу Камы оно могло входить в одну из колоний Волжско-Камской Булгарии (торговое место), после разгрома которой, стало потихоньку ветшать. Новгородцы, когда добрались до этих мест, встретили запустение.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Фото из открытых источников. Шестигранная церковь

Но есть здесь старая, века наверное 16-го, если не раньше шестигранная церковка. Она полуразрушена и никто ее не реставрирует. Между тем, ее нетипичную шестигранную форму объясняют тем, что изначально это сооружение церковью не было. Считается, что это одна из угловых крепостных башен, что строились для обороны от вогулов (манси). Строились такие крепости выше по течению Камы. Но только обороной сыт не будешь. И как раз выше Пянтега расположен Анфаловский городок – селище ушкуйников. Говорят, что основал его новгородец Айнфал Никитич – боярин-ушкуйник. Позднее этот городок занял отряд русского князя Федора Пестрого и было это где-то примерно в 15-16 веках. Позднее, когда покорили Сибирь и набегов перестали опасаться, башню могли спустить по Каме и пристроить под церковь.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Фото из открытых источников
И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Кедры. Фото из открытых источников

Я почему так подробно: здесь же в Пянтеге – глухой глуши – есть еще две достопримечательности – камень Стефана Великопермского и священная кедровая роща.

В те времена, о которых веду речь, существование Бога было непреложным фактом. Никому даже в голову не могло придти, чтобы поинтересоваться доказательствами. Вопрос был в другом – чей бог круче. Так вот, Стефану, который считается крестителем Приуральских народов, чтобы упрочить христову веру, надо было доказать местным крутизну Христа. Ну он и доказывал и огнем, и мечом. Считается, что, дескать, Стефан прибыл сюда, в окрестности (соседнее село) Пянтег, на каменной лодке и посрамил местного то ли волхва, то ли жреца, то ли шамана. И часть этой лодки потом вынесло на берег Пянтега. Но это считается.

Однако камень стоит так, чтобы поклоняясь роще, поклонился бы и камню. И, судя по всему, поставили его так намеренно, чтобы, коль уж «дикий народец» кланяется, так пусть кланяется правильному богу. Селяне действительно кланялись священной роще, чуть ли не до 19 века. А шестигранная церковь начала ветшать еще в 18 – именно в 18 веке прекратились в ней богослужения. Тогда был построен новый, каменный храм. Который, кстати, сейчас, находится в худшем состоянии, чем шестигранное деревянное строение. Вот что значит «на века».

В общем, этот небольшой и далеко не полный краеведческий экскурс нам нужен для того, чтобы перейти к священным деревьям, которым поклонялись населяющие край племена.

И еще одно небольшое отступление:

Современный город Пермь относительно молод – в будущем году отмечает трехсотлетие. А вот древняя Пермь Великая – действительно старинный город, давший название краю и служивший административным центром для местной аристократии. До момента, когда Московские князья прибрали Пермь к рукам – у угро-финских и тюркских народов, населяющих эти места, была своя аристократия, свои князья, с которыми и заключали договоры князья Московские.

Так вот, Пермь Великая была расположена как раз на севере края, где-то в Чердынском районе.

И, кстати, Борис Годунов боярина Романова – своего личного врага – как раз в наших, Прикамских местах сгноил, в Ныробе. В том самом селе, в котором до сих пор есть фреска с Христофором Псоглавцем, который изображен с пёсьей головой.

Так вот, о священных рощах и деревьях, и о том, какие жертвоприношения совершали «жуткие» язычники.

Упомянутый Пянтег – это старейшее поселение, существовавшее еще со времен Волжской Булгарии. Именно поселение, где учеными найдены более ранние культурные слои, подтверждающие, что люди, а именно угро-финские племена поселились здесь с незапамятных времен. И с тех самых времен они пронесли, пусть уже и неосознанно, какие-то элементы веры своих предков. Вот та же священная роща тому свидетель.

Вообще же, в наших местах, археологам мало чем можно «поживиться». Лес, местами вечная мерзлота, пески, глины и суглинки – не самые лучшие «консерванты» для хранения значимых для истории вещей. Но, как знаем, находят кое-что. Не зря же «Пермский звериный стиль» стал широко известен. Да вот только мало кто говорит, что наряду с этими довольно грубо сработанными фигурками находят изящные золотые и серебряные изделия, остатки дорогих тканей, оружия, фарфора… Говорю же, торговые пути Волго-Камской Булгарии проходили черед Предуралье. Монголы уничтожили Булгарию и старинные поселения стали хиреть, приходить в упадок.

Местность, где расположена современная Пермь и ее пригороды, так же была заселена довольно густо для тех времен – 9-10 век. И здесь все-таки существенно теплее. В эти края и добирались первые новгородцы. Кто-то искал соль, не просто же так повелось: пермяк-солёны уши. Кто-то шел за мехами, а кто-то уходил от крещения.

Если внимательно читали Нестерову «Повесть временных лет» то, наверное, помните, что Новгород, который звал Рюрика – «приди и володей нами» – это племенной союз пяти племен и только два племени, из этих пяти, можно считать славянскими, а остальные три – это те же угро-фины.

Летопись перечисляет названия племен, призвавших племя» варягов именуемых русью» – словене, кривичи, чудь, меря и весь. Словене – племя близкое к балтийским славянам, кривичи – смешанное балто-славянское племя, весь, меря и чудь – угро-финские племена.

Так что русские новгородцы, шедшие в Прикамье, кто за чем, можно сказать шли к своим братьям – народы одного корня. Но вот вера и о ту пору была разной. Местные племена поклонялись священным деревьям и приносили им жертвы. А новгородцы шли со своими богами, где не последнюю роль играл Перун, Макошь, Чернобог и Белобог.

И есть вблизи современной Перми Гляден гора, со священным источником освященным святителем Трифоном Вятским.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)

Я застала это место еще таким, как его обустроили местные жители – вблизи Гляден горы расположено большое село Нижние Муллы. В селе так же расположен и Храм Святой Троицы. Ну и коль зовется ключ, что бьет из-под земли на Гялен горе Трифоновским, то вот церковь и облагородила это место. Чтоб паломникам было удобнее воду набирать. А было до недавнего времени здесь так:

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Самодельная часовенка
И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Её внутреннее «убранство»
И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
И вот такие коврики с традиционными коми-пермяцкими узорами

Ладно, не суть.

Относительно Гляден горы ходит много разных легенд, часть из них подтвердили археологи – здесь, на Глядене было большое городище и языческое капище, где местные племена поклонялись и приносили дыры и жертвы священному дереву – огромной Ели – Хранителю-Хозяину сего места.

Начнем с того, что раскопы Глядена позволили прояснить картину жизни людей в восьмом веке до нашей эры и этот археологический период получил международное название «гляденовской культуры». Само городище насчитывает более двух тысяч лет и его еще называют «Гляденовским костищем» из-за находок большого количества костей на месте старого языческого капища.

Да, племена коми, селившиеся здесь тысячелетиями, приносили жертвы Священной Ели – Хранителю и Хозяину этого места. Здесь найдено огромное количество костей животных. Археологи выяснили, что никто не пожирал сырое мясо – раз, и два – здесь никогда не приносились в жертву люди.

С течением времени характер даров Хранителю изменился – стало попадаться все больше изделий из металлов, потом драгоценности и дорогое оружие, изготовленное предположительно на Ближнем Востоке. – Это то, что ученые доподлинно выяснили. А дальше одна из местных легенд.

Но прежде нужно сказать, что Гляден – это высокий – 175 м, обрывистый берег речки Мулянки, которая как раз в этом месте впадает в Каму. Мулянка – название речки, дало название селу – Нижние Муллы – которое находится на слиянии рек Камы и Мулянки. Выше по течению Мулянки есть еще одни Муллы – Верхние.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Мулянка

Когда в этих местах появились новгородцы, им было разрешено поставить свои капища на священной горе, неподалеку от старой Ели. Русские выбрали место так, чтобы их святилища не мешали местным, и так, чтобы и местные жители не мешали бы им исполнять свои требы. И как заведено издревле поставили Капище Белобогу на горе, а Чернобогу под горой, у родника.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Вид на Каму с Глядена. Предположительно здесь было капище Белобога
И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Родник Чернобога освященный Трифоном Вятским

Время шло, народы жили дружно и мирно, никто ни кому не мешал. Но христианство и до этих глухих мест добралось.

Некий монах Трифон Вятский был в Талице, что на высоком берегу реки Чусовой стоит и что-то он с талицкими мужиками то ли не поделил, то ли чем насолил им, но побили мужики Трифона, посадили в плоскодонку, убрали из нее весла и пустили лодку по течению Чусовой – на волю волн. Стал Трифон молиться, и услышана была молитва его и повернула плоскодонка вспять течения и пошла самоходом, да в речку Мулянку. На Мулянке прибило лодку к единственному месту на Глядене, где на берег выйти можно – как раз у Чернобожьего родника – вода этого родника считалась целебной.

Ну, с божьей помощью, голыми руками разметал Трифон служителей Чернобога, а само Капище отдал очистительному огню и так же поступил с капищем Белобога. Надо сказать, что дело было осенью, а Трифон, когда молился то зарок дал, что коли спасется, то подвиг совершит и не тронется с того места, куда лодка причалит, пока повсеместно веру христианскую диким племенам не привьет.

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Заваленный вход вглубь горы или скит Трифона

Ну, два храма языческих разрушил Трифон, третий – Священную Ель – не одолел голыми руками. Выкопал себе возле родника скит – стал зимовать. Родник, опять же освятил. Люди стали к Трифону приходить, совета просить. Вот как-то раз купец пожаловался, что его за веру христианскую осмеянию да поруганию подвергли. Возмутился Трифон, воспылал огнем веры и… вот откуда тут каменный топор появился, легенда умалчивает. Но, в общем, взял Трифон каменный топор пошел и помолясь снес ель, да и предал все вокруг огню.

Вскоре после этого Трифон отправился Вятскую землю святить.

Как сказала выше, часть легенды подтвердили археологи. И священное огромное дерево, которому приносились дары было, и сами дары – то что от них осталось – найдены. И культурный слой «гляденовский» теперь изучают…. А вот то, что касается второй части легенды – нет возможности подтвердить, не разрешают копать.

Ну и естественно, культурное наследие, и доказательство древности православия.

Первые раскопки проводились здесь в конце 19 века, археологом Новокрещенных. Ему копать возле родника не дали. В 2001 году опять же археологи принялись за раскопки и выяснили, что гляденовское городище – это многоярусное сооружение, был обнаружен подземный ход вглубь горы. И все, больше раскопок Гляна не проводилось и что там, внутри мы не знаем. Может быть какие-то хозяйственные сооружения, или погребальные, или действительно капище Чернобога – не зря же о нем сложена легенда, но боюсь, что мы этого уже никогда не узнаем. Так же как и не поймем. как сложилось вот такое, нерукотворное…

И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
«Глиняный город» — ярус Глядена
И еще про археологию, этнографию и религию (дополнение к статье о развитии туризма в Чувашии)
Он же

Ну и то, с чего начался наш разговор – история, археология, этнография и религия.

Протоиерей Ткачев обругал сатанинской культуру, традиции, историю развития чувашского народа. Но при этом церковь же не ругает, например историю древней Греции, Рима, Египта… Это можно изучать. И легенды об Олимпийских богах – это не язычество и греческие боги — не демоны, а греческие мифы — культурное достояние человечества.

А чуваши чё? Всего-то полтора миллиона никому неизвестного народа, который живет себе поживает, в церкву ходит, свечки ставит… Зачем кому-то знать про то, что было до прихода христианства на русские земли? Ни к чему это. Вопросы еще поди начнут задавать, про то, зачем жечь-то было, да шаманов с волхвами убивать, да и спросить могут, а куда подевались дары идолам языческим…

Да и про письменность рунную, того же чувашского народа послушать бы интересно было….

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх