На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 824 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Маштакова
    ТМ А что санкции и на подарки распространяются? Явное нарушение прав человека.Госдеп считает по...
  • Андрей Бедный
    Да они просто вспомнили СССР, когда наши мирные тракторы перехватывали американские бомбардировщики. )))Госдеп считает по...
  • alik3456 Джексон
    Заграница им поможет...Невоенный анализ-...

Богиня Молва или Фама, или Осса

Словно мухи тут и там
Ходят слухи по домам, 
А бяззубые старухи их разносют по умам
Их разносют по умам

****

Вопрошание: Вы слышали? – прошлый век. Нынче, вопрос звучит так: Вы видели?

Статья, собственно, лайтовая – про слухи. А к чему они привели, смотрите совсем не лайтовый ролик в конце текста – «Переведи меня через майдан».

****

Современные технологии, даже без привлечения «прокачанных» нейросетей, могут создавать массу интереснейших сюжетов, а широчайшего профиля специалисты-комментаторы – откомментируют любой сюжет в пользу какой-угодно партии и гражданского объединения. Делайте заказ, платите денежки, и один и тот же сюжет будет трактоваться, как в поддержку голодающих детей Африки, так и в поддержку восстановления монархии в отдельно взятой демократической, федеральной, конфедеративной, утопически-фэнтезийной стране.

В общем, любой каприз за ваши деньги. Хотите и всё информационное пространство будет обсуждать только то, что вам нужно, для достижения каких-либо целей – хоть политических, хоть общественных. Говорю же: любой каприз… Иного нынче не дано.

В целом, все эти слухи-роли-статьи-обозрения направлены на одно – превратить зрителя и читателя в почитателя нужной кому-то идеи, теории, парадигмы и т. д., одновременно с этим, убедив, что написанное – это ваше субъективное, личное мнение читателя/зрителя/почитателя. В действительности, ни о каком «личном мнении» речи и быть не может, потому как первое, что делает человек, реально осмысливший какую-либо ситуацию или событие – ищет тех, кто думает так же, как и он. В случае, если единомышленников не находится, «личное мнение» отправляется в забвение, а его место занимает часто противоположное, но общественно принятое.

Особенно хорошо это видно на примерах «независимых» блогеров, что набирают подписчиков.

Слухи, направленные на общество (в том числе имеющие визуальное выражение), играют на двух болевых точках человека – жизнь и смерть. Посыл всегда одинаков:

1. если ты не прекратишь «это», то твоя жизнь станет кошмаром,

2. проходя мимо этого явления, ты идешь к смерти и ведешь за собой близких – остановись и искорени.

Поскольку сегодня десятилетие майдана, то стоит напомнить читателям, что и он начался со слуха о том, что «Янукович не подписывает документ об ассоциации с Европой».

****

Слухи в своей классической форме — это неподтвержденные истории о людях и событиях, передаваемые из уст в уста. Они могут быть как истинными, так и ложными. Они могут быть органичными, стихийно сформировавшимися при отсутствии реальной информации, но могут быть и сфабрикованными – в рамках психологической, конвенциональной войны или политической пропаганды.

Современные СМИ, например, получили разрешение публиковать мифологизированные истории от лица «неназванных» источников. Это как вываленная в интернет фантазия Симоньян, призванная устрашить США, о взрыве атомной бомбы на высоте 400 км над Сибирью, о безвредности которой для населения и угрозе всему электромагнитному, ей поведал некий физик.

Также СМИ могут работать с непроверенной или неподтвержденной информацией. Как, например, совсем недавно, «попались на утку» такие, казалось бы, супернадежные РИА «Новости» и ТАСС. Все остальные медиа преспокойно, ничтоже сумняшеся, публикуют рассуждения на политические, экономические, медицинские и т. д. темы от актеров, режиссеров, инженеров, адвокатов и прочих личностей, не имеющих никаких компетенций в выбранных ими темах для «анализа» и «экспертизы». Ну или сплетни о знаменитостях, которые тоже прекрасно расходятся среди народа. А иначе, как бы мы узнали подробности из жизни той же Пугачевой?

Я не единожды говорила о том, что современное западное общество стремительно скатывается в архаику. Но и нас, россиян, эта архаика уже накрывает девятым валом.

В древности слухи относились к божественным откровениям и спорить с ними мало кто отваживался. Ну, кто ж в своем-то уме будет спорить с «божественным гласом».

У древних греков была даже богиня слухов и людской молвы известная под именами Осса или Фама, таким же был её образ и в древнем Риме. Эту богиню часто изображали в виде крылатой женщины с трубой. «Движение питает ее и придает силы» – так описывал Оссу Вергилий. В более поздних версиях богини, она украшалась мечом, короной, земным шаром, весами и лавровыми или оливковыми ветвями (символами победы и мира).

Древние греки знали, что слухи, помимо их божественных свойств, отчасти являются продуктом человеческого стремления распространять непроверенные новости. Ученик Аристотеля Теофраст писал:

«А мифоман — это человек такой: когда он встречает друга, он сразу тебе нравится, улыбается и спрашивает: Откуда ты? Что нового? Вы действительно ничего не знаете…» Разумеется, его источники таковы, что никто не может их проверить. Ссылаясь на них, он рассказывает, что Полиперонт и царь выиграли битву, а Кассандр попал в плен живым. Если его спросить: «Ты уверен в этом?», он ответит: «Сто процентов». Весь город гудит, весть разносится, сомнений нет… Все согласны, что битва была настоящей бойней! Во время разговора он убедительно восклицает: «Несчастный Кассандр! Ох, бедняжка! Видишь, какая судьба! И он был великим человеком!» И добавляет: «Пусть все, что я сказал, останется между нами!» А слух уже оббежал весь город и все всё знают».

Война и слухи идут рука об руку. Еще во времена Гомера греческие воины прислушивались к слухам, как к божественному голосу. Английский писатель Джордж Оруэлл в воспоминаниях об участии в Гражданской войне в Испании, описывает ситуацию на фронте как бесконечное ожидание в холоде, голоде и грязи. Слухи о начале битвы выводят солдат из оцепенения ожидания, свидетельствует Оруэлл.

Описывая уличные бои в Барселоне, он упоминает, что из-за цензурирования прессы по городу постоянно ходили «некрасивые и зловещие слухи». Слуги, повара, пленные, дезертиры и солдаты в отпуске – вот посланники богини Фамы/Оссы/Молвы.

В дни и недели после внезапного нападения японцев на гавайский порт Перл-Харбор в США слухи достигли своего пика. Президент Рузвельт решил обратиться к нации по радио только 23 февраля 1942 года и частично сообщить о потерях.

Опросы общественного мнения того времени показали, что четверть населения поверила этой речи. И началось «психологическое просвещение» народа. Сначала с закона против распространения дезинформации и слухов, а затем с кампании по молчанию: печатались плакаты, на которых дядя Сэм, приложив указательный палец к губам, говорит: «Я рассчитываю на тебя! Не говорите о перемещениях войск, кораблей и военной техники!» 

В Англии и Германии слухи тоже утихомиривали с помощью плакатов. Британцы распространяли плакаты с лозунгом «Неосторожные разговоры стоят жизни» , а немецкие плакаты гласили: «Враг слушает!».

Через несколько недель после выступления Рузвельта, в марте 1942 года, правительство США создало центры по контролю слухов и… «Клиники слухов» – правительственный проект по сбору слухов, чтобы группа, состоящая из интеллектуалов и общественных деятелей в сотрудничестве с ФБР, анализировала их.

В общем, слухи стали собирать, исследовать, анализировать и занимались этим «вольнонаемные» или добровольные информаторы, «за денежку малую». Более двухсот трактирщиков Бостона доставляли слухи в местное отделение «по изучению слухов», а в прессе того периода приводилась цифра в 1100 слухов, собранных таким образом.

Примечательно, что на действующем сайте организации «Бюро переписи населения США», филиала Министерства торговли США, указано, что в субботу, 6 декабря 1941 года, США перехватили японское сообщение о движение кораблей и высадке десанта в Перл-Харборе. Оператор передал сообщение начальнику, тот ответил, что разберётся с ним в понедельник, 8 декабря, а в воскресенье, 7 декабря 1941 года, японская армия начала атаку. Мало-мало, подвела бюрократия, однако.

В нацистской Германии к слухам относились крайне почтительно и министр пропаганды Геббельс и сам, порой, любил тряхнуть стариной и запускал «в народ» пару-другую слухов, с целью нейтрализовать неконтролируемые новости. Говорят, что министерство Геббельса, даже делало замеры скорости распространения слухов: в Берлине запускался слух и отмечали время, за которое ему удалось добраться до Мюнхена.

В это же время в Японии была создана «полиция мыслей», которая с декабря 1943 года по май 1945 выявила и нейтрализовала более 8000 слухов.

Вторая мировая война усовершенствовала стратегию и технику пропаганды, а искусство управления общественным мнением достигло высот совершенства.

В 1940-1950-х годах в США военное ведомство, с привлечением психологов, проводило социально-психологические исследования.

После окончания Второй мировой войны, в 1947 году, в США была опубликована «Психология слухов» гарвардских исследователей Гордона Олпорта и Лео Паустмана. Считалось, что книга поможет людям ориентироваться в слухах и позволит «не попадать в ловушки». В книге рассказывалось:

«Летом 1945 года атомная бомба была предметом множества слухов, особенно среди необразованных людей. Поползли слухи, что смертельная радиация долгое время сохранялась в районе поражения». А нам сегодня остается только гадать: информация о том, что смертельное радиационное заражение носит длительный характер – является намеренным слухом, дезинформацией или это было частью операции по раскрытию правды о смертоносности радиации, через «неназванный» источник? Вот и думай как хочешь.

В последующие десятилетия распространение слухов стало легитимной частью политической пропаганды или работы разведывательных структур.

Фильм «Хвост виляет собакой» начинается с того, что команда президента США во главе с главным политтехнологом (Роберт Де Ниро) занимается расследованием утечек о сексуальном скандале, в котором замешан президент. Чтобы не тянуть время, политтехнолог приказывает продлить визит президента в Китай еще на два дня, чтобы подготовиться к нейтрализации слухов. Он нанимает голливудского продюсера (Дастин Хоффман), с которым соглашается, что война — единственная история, которая может спасти президента перед выборами, которые последуют через две недели. Они согласны с тем, что война будет проходить в Албании. Маленькая экзотическая страна, о которой общественность ничего не знает – идеально.

Далее следует пресс-конференция в Белом доме, на которой пресс-секретарь объявляет, что президент заболел и продлевает свой визит в Китай. Журналисты, конечно, в основном задают подозрительные вопросы о связи продления визита и раскрытого сексуального скандала. А один из журналистов, также сомневающийся в официальном объяснении, выдвигает совершенно иное предположение, содержащееся в вопросе: «Имеет ли продление визита какое-либо отношение к ситуации в Албании»?

Интересно, что фильм вышел в прокат как раз накануне сексуального скандала Клинтона-Левински.

А еще интереснее то, что фильм снят по роману, который был опубликован в 1993 году, когда Билл Клинтон пришел к власти. Считается, что роман Клинтона и Моники длился с 1996 по 1997 год, был раскрыт в 1998 году. И фильм, снятый по роману, показывали по югославскому телевидению ночью 24 марта 1999 года – в ночь первой бомбардировки Югославии американцами. В югославском переводе фильм носил название «Война против правды».

Кстати, в фильме, устами героя Роберта де Ниро, прозвучала чистая правда: «Никогда не опровергай слухи. Если вы что-то опровергаете, то значит это существует».

****

Ну а теперь, мир вступил в третье тысячелетие, где интернет получил широчайшее распространение и слухи стали не то что расползаться, они роятся, заполняя собой все информационное пространство. Слухи подобны заразе – они распространяются напрямую.

Эпидемии, как и все чрезвычайные события, являются мощным источником слухов, с которыми нам довелось столкнуться во время пандемии. И, заметьте, как заботливо из Дзена, с запрещенного ФБ удалялось все, что было посвящено этой теме. И, чем больше удалялось, тем больше народ верил удаленному – ибо, раз что-то убрали, то это должно быть правдой. Вечное стремление распространять слухи, убежденность, что «нет дыма без огня» – уничтожали всю достоверную информацию. А уж, как дело дошло до кьюар-кодов, то началась чудовищная вакханалия и разгул маразма.

Слухи сродни детской игре в «глухие телефоны». По мере распространения они меняются до неузнаваемости. Особо пристальному вниманию и распространению слухов способствует несколько нестандартные ситуации, выбивающиеся из общего, традиционного фона. Гоголь замечательно описал, как молва из Чичикова, промышлявшего мошенничеством, сделала фальшивомонетчика и похитителя девиц.

Еще раз, настоятельно, рекомендую посмотреть фильм «Я и другие». Там буквально в первых кадрах показано, как свидетели происшествия не могут вспомнить деталей события, описать участников. Даже не все могут вспомнить сколько человек было задействовано.

Здесь небольшой фрагмент фильма, не первые кадры и то, заставляет задуматься.

Юнг рассматривал слухи как коды для входа в царство бессознательного. Он описал случай, когда сторона обвинения пригласила его помочь в расследовании обвинений в «неподобающем поведении» некоего профессора. Занявшись делом Юнг наткнулся на информацию о том, что студентка рассказала подругам о сне, в котором у нее был роман с профессором. Кто-то дополнил слова студентки деталями и пересказал в собственной интерпретации. Дальше слух уже обрел собственную жизнь, оброс деталями и против профессора было выдвинуто обвинение.

В наше время информация – это уже не новости о фактах, а новости об успехе некоторых новостей.

Вспомните, сколько раз вы вместо новости видели не факт, а ссылку на другое издание, скриншот из чьего-то запрещенграмма или эпичное «наш источник сообщает».

А сейчас, когда у нас буквально «на носу» выборы, всего этого будет день ото дня больше и больше. И «новости» будут день ото дня все накаленнее и накаленнее. И мы все чаще и чаще будем «покупаться» на рассказы о чудовищных происшествиях, любимой всеми оппозиционными партиями, коррупции и т. д. Ну а следом, где-нибудь, кто-нибудь напишет: берите зонтики, кофе и хорошее настроение и выходите…

И мы, такие умные, оснащенные собственным мнением пойдем, как стадо на заклание, уничтожать собственное государство. Как это было на Украине 21 ноября 2013 года – «Переведи меня через майдан»

Берегите Россию – нашу единственную Родину, не позволяйте разгонять любые слухи. Нужны новости и факты – есть официальные сайты МВД, Министерства обороны, Министерства иностранных дел, сайт kremlin. ru – для того, чтобы быть в курсе происходящего пользуйтесь проверенной информацией из официальных источников.

Подписывайтесь на ТГ Solo Васия
Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».
Раздел «Нацизм украинский» пополнился вторым материалом о запорожском казачестве (аудио), первое аудио выложено в текстовом виде.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх