На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 990 подписчиков

Во что обойдется России перевод белорусского транзита в свои порты

В последние несколько лет Россия активно развивает свою портовую инфраструктуру с тем, чтобы избавиться от зависимости со стороны Прибалтики и иных недружественных посредников. Сопутствующей задачей является переманить на свою сторону Белоруссию, которая транспортно завязана на соседнюю Литву. После ссоры Минска с Вильнюсом шансы сделать это резко возросли, но во что это обойдется в денежном выражении самой Москве?

О намерении проучить литовские власти за их позицию в недавнем политическом кризисе в Беларуси заявил сам президент Лукашенко: 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место. Правда, следует уточнить, что 30% относятся, скорее, к бюджету портовой Клайпеды, а не Литвы в целом, но все равно цифры получаются приличные, для маленькой республики весьма ощутимые. Начат процесс постепенной переориентации транзита белорусских нефтепродуктов из литовских терминалов в российский порт на Балтике Усть-Луга. Для того чтобы Минск не потерял в деньгах из-за необходимости доставки на большее расстояние, Москва щедрой рукой готова предоставить ему скидку в 50% на перевалку грузов по нашим железным дорогам. Что поделать, за лояльность союзника приходится платить из федерального бюджета. Теперь примеру белорусских нефтяников может последовать и «Беларуськалий». Ранее это было практически невозможным из-за дефицита портовых мощностей. Минеральные и химические удобрения являются одним из самых востребованных товаров. Во времена СССР значительная часть нашего экспорта шла через «западные ворота» в лице Прибалтики, где была создана вся необходимая инфраструктура и отлажена логистика. Ничего удивительного, что Белоруссии было удобно пользоваться соседней Клайпедой, да и треть российского экспорта минеральных удобрений еще в 2019 году шла через прибалтийские порты. С отгрузкой через отечественные порты была масса проблем. Основной грузопоток идет через Санкт-Петербург, Усть-Лугу и Мурманск, небольшие ручейки – через Новороссийск и Туапсе, совсем «капелюшка» на общем фоне – через Владивосток. При этом рентабельность такого экспорта была существенно выше, чем у конкурентов, из-за отсутствия специализированных насыпных терминалов. Приходилось пользоваться универсальными, применяя одновременно различные схемы перегрузки минеральных удобрений, даже контейнерные. Хорошая новость состоит в том, что ситуация быстро меняется. На Дальнем Востоке планируется строительство «Находкинского завода минеральных удобрений», чья продукция пойдет на экспорт через порт Восточный. В Азовско-Черноморском бассейне строится Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ), чья мощность составит 50 миллионов тонн угля в год, 5 миллионов тонн серы и 5 миллионов тонн минеральных удобрений. В Арктической зоне под Мурманском планируется создание универсального перегрузочного комплекса с мощностью в 4 миллиона тонн минеральных удобрений в год. На 7 миллионов тонн рассчитан «Приморский УПК» в Ленинградской области. Чуть более 6 миллионов тонн сможет перевалить терминал компании «ЕвроХим» в Усть-Луге. И, наконец, венец этого строительства - терминал «Ультрамар» в Усть-Луге, чья мощность изначально составит 5 миллионов тонн в год, но до конца 2021-го вырастет до 12 миллионов. А в перспективе ее можно будет расширить до 20 миллионов тонн. Комплекс связан одновременно с железной дорогой и морской частью, способен выполнять все операции по перевалке. Хранилища визуально выглядят как гигантские купола, которые рассчитаны на разные виды минеральных удобрений. Стоимость проекта оценивается в 30 миллиардов рублей, срок окупаемости в 6-7 лет. Первая очередь терминала «Ультрамар» на днях введена в строй. Это означает, что Россия, наконец, получит всю необходимую транспортную инфраструктуру, которой хватит и ей самой, и союзной Белоруссии. Есть только один неясный вопрос, который заключается в том, кто и как будет оплачивать услуги по перевалке. Все перечисленные проекты являются частными, строительство того же «Ультрамара» велось на заемные средства, которые необходимо возвращать. При этом губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко дал понять, что новых проектов пока ожидать не стоит: Мы решаем вопрос отгрузки удобрений через «одно окно». Не нужно больше выделять участки на побережье, этого достаточно для крупнейших производителей. Проект позволяет проводить всю экспортную перевалку удобрений в российских портах. Некоторые эксперты связывают данное решение с тем, что власти региона идут навстречу бизнесу, который заинтересован в скорейшем отбитии вложений. Мировые цены на удобрения сейчас просели, доходы предпринимателей уменьшились, а проценты по кредитам возвращать надо. Это означает, что благотворительностью они по отношению к белорусским партнерам заниматься точно не будут. Таким образом, либо Минску придется платить, как все, по рыночным ценникам за оказанные услуги, либо он поставит вопрос перед Кремлем о компенсации ему дополнительных накладных расходов. И ведь никуда не денемся, придется бюджету за белорусов и тут доплачивать.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх