Он еще послужит Родине и флоту! — так, если коротко, отреагировали моряки-подводники, ветераны подплава и корабелы на известие о том, что подводный крейсер «Дмитрий Донской» не будет пущен на иголки, а станет филиалом Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого. У «Российской газеты» есть информация о том, что группа специалистов, в том числе представители ЦВММ, недавно посетили Северодвинск и ознакомились с состоянием корабля, который сейчас находится в акватории Центра судоремонта «Звездочка».
Вопрос о возможной музеефикации крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской» поднимался неоднократно еще до вывода его из боевого состава. А после того, как это неизбежно случилось, многие ветеранские, общественные и профессиональные организации, связанные с ВМФ, предприятиями ОСК и «Росатома» сошлись в общем стремлении сберечь, сохранить для истории и потомков уникальное творение ума и рук человеческих — самый мощный из когда-либо построенных подводный ракетоносец, который верой и правдой служил в составе Краснознаменного Северного флота более 40 лет и соединил собой три поколения АПЛ и два столетия их истории. Два года назад, в преддверие очередного Дня моряка-подводника, который отмечают 19 марта, Общероссийское общественное движение «Ветераны России» обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину, председателю Госдумы Вячеславу Володину, министру обороны России и гендиректору «Росатома» с просьбой не допустить утраты «уникальной субмарины, являющейся символом мощи отечественного оружия и создать из тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941 „Акула“ (ТАРПК СН „Дмитрий Донской) учебно-выставочный комплекс“. Еще ранее с такой же инициативой выступило Общероссийское движение поддержки флота, к нему присоединились трудовые коллективы ОСК, ветераны ВМФ, известные военачальники. Летом 2024 года, перед началом Петербургского международного экономического форума, на крауд-платформе идея.росконгресс.рф была размещена петиция за превращение крейсера „Дмитрий Донской“ в музей и объявлен сбор средств на эти цели. Для участников форума, говорилось в обращении, это „инвестиции в свой имидж“, что стало бы „примером ответственного подхода к сохранению истории страны со стороны крупного бизнеса“. По своим каналам и уже непосредственно к президенту России Владимиру Путину с ходатайством о судьбе уникального корабля обратились председатель Регионального общественного объединения адмиралов и генералов Военно-морского флота „Клуб Адмиралов“, бывший главком ВМФ России (1997-2005), адмирал флота Владимир Куроедов и глава Наблюдательного совета ассоциации „Клуб Русская морская традиция“ Юрий Шамалов. Известный принцип „Вода камень точит“ в конце концов сработал. Как подтвердили „РГ“ из четырех, не зависимых друг от друга источников, предложения и аргументы в пользу сохранения корабля приняты, по ним даны адресные поручения командованию Минобороны и ВМФ, руководству Объединенной судостроительной корпорации, „Росатому“ и правительству Санкт-Петербурга о проработке всего плана и последовательности работ, необходимых для музеефикации столь сложного объекта. В конструкторском бюро „Рубин“, где был спроектирован ТК-208, и на Севмаше, где его построили, а спустя время перевооружили, грядущую перемену в судьбе „Дмитрия Донского“ встретили с воодушевлением и готовы оперативно решать все зависящие от них вопросы. А те, кто служил на этом корабле и подводных ракетоносцах аналогичного проекта 941, уже обмениваются хорошей новостью между собой и делятся комментариями с „Российской газетой“. Прямая речь Олег Цыбин, капитан I ранга, командир ТК-208 „Дмитрий Донской“ в 2006 -2022 годах: — Из документа, о котором речь, можно заключить, что наш корабль собираются сделать филиалом Военно-морского музея имени Петра Великого. Необходимые распоряжения выданы. Сейчас идет проработка всего, что может быть связано с подготовкой и перемещением „Дмитрия Донского“ для последующей музеефикации. На плавдок ПД-50, в котором мы в 2018 году стояли в Росляково, теперь рассчитывать не приходится. А другого, чтобы смог поднять „Акулу“, пока нет. Надежда на тот, что сейчас по заказу „Росатома“ строится… Александр Ушаков, капитан I ранга, командир крейсера ТК-17 в 1993-1995 годах: — Вопрос о перебазировании, транспортировке такого объекта не менее важен, чем все остальное. Своим ходом — исключено, это понятно. А такую громадину в доке да через пять морей, включая Норвежское и Северное, более чем проблематично, если не сказать — рискованно. На буксире куда более реально. Скажу из собственного опыта: ТК-202, это второй за головным ТК-208 корпус „Акулы“, мы перевели буксиром „Николай Чикер“ из Западной Лицы в Северодвинск за 54 часа. Владимир Мальцев, председатель общероссийского Движения поддержки флота: — Принято очень своевременное решение. Это важно не только для наших современников, но и для будущих поколений. Россия с петровских времен — великая морская держава. ТК-208 „Дмитрий Донской“ — яркое тому свидетельство, вершина научно-технической мысли. Он был создан благодаря нашим корабелам, ученым, конструкторам, инженерам, рабочим. Это будет выдающийся музей, показывающий всему миру величие нашего государства. Сергей Шняк, капитан I ранга, командир ТК-208 в 1997 -2001 годах: — Сейчас главное — не накручивать в стоимости тех работ, которые реально нужны для превращения действующего корабля в действующий музей. Выгрузить отработавшее топливо — да, не обсуждается. Там же, на „Звездочке“, можно удалить часть оборудования из реакторного отсека, остальное — дезактививровать, как это сделали на ледоколе „Ленин“. А сам реакторный отсек и смежные с ним из прочных корпусов не вырезать — оставить весь крейсер в сохранности. Это и по сути правильно, и миллионы рублей сбережет. Взгляд Николай Черкашин, писатель-маринист, капитан I ранга: »Дмитрий Донской" — это грандиозный памятник научно-трудовому подвигу всего советского, российского, нашего народа. Мало кто знает сегодня, что каждый город-городок-городище, каждое село или союзная столица, каждый регион страны, будь это Урал или Донбасс, Сибирь или Приморье, Питер или Крым, Кавказ или Белоруссия, — все, так или иначе, теми или иными заводами, фабриками, лабораториями специалистами — каждый и все вместе причастны к разработке, проектированию, постройке, испытаниям, освоению такого чудо-корабля. Причастны пусть не турбинами или реакторами, перископами или гребными винтами, а хоть в самом малом, но причастны. Например, мозаичным панно в кают-компании или часами на переборке отсека. Суповым черпаком ("чумичкой" по-флотски) или вольером для канареек в комнате отдыха, банками со «сгущенкой» или штатным баяном в матросском кубрике… Трудно, а скорее всего, и невозможно найти нечто иное, что бы так зримо говорило о совокупном труде — умственном и физическом, о совокупном мастерстве народа, его таланте, о его упорстве создавать великое, уникальное. Эта атомарина, этот корабль равновелик России по масштабу, по стати, по руке… "Спаси и сохрани!" — обращаемся мы к Богу, говоря о своих страхах и бедах. Спасти и сохранить! — убеждаем мы самих себя, говоря о нашей транснациональной гордости — о «Дмитрии Донском». Никто и никогда уже ничего подобного не создаст и не построит… Конечно, построят когда-нибудь другие уникальные по-своему корабли. Но ведь здесь, в отсеках «Дмитрия Донского», кроме восхищения и гордости, возникает еще одно важное чувство — причастности этого корабля к истории нашей страны и его «внедренности» в историю человечества, частью которой была (да и сегодня остается) «холодная война» в Мировом океане. А само пространство внутри холодного металла одухотворено жизнью экипажа, судьбами командиров, жизнью сотен людей, которые водили подводный крейсер в дальние походы, совершали свои, невидимые миру подвиги. Да и видимые — тоже. Души этих людей оставили след на стальных переборках, приборных панелях, в шахтах, на линзах перископов. Значит, это и им памятник, вполне соразмерный подвигу всего отечественного подплава. Ибо и до «Акул», и после под воду уходили многие поколения моряков-подводников. Уходили, возвращаясь и не возвращаясь из глубин, добывая в них славу себе, своим кораблям, своей стране. "Дмитрий Донской" — это корабль-пантеон. Потерять такой, отдав команду на слом, — столь же неразумно (если не сказать хлеще), как если бы египтяне разобрали вдруг на кирпичи пирамиду Хеопса и сказали при этом: «Извините, но нам очень нужны стройматериалы».
Свежие комментарии