Одной из главных проблем, почему СВО пошла не совсем так, как нам хотелось бы, является то, что российская авиация не смогла завоевать полное господство в воздухе, хотя изначально утверждалось обратное. Отчаянные в своей дерзости действия ВКС РФ вызывают множество вопросов, почему так получилось. Самым простым ответом будет, конечно же, сослаться на противодействие со стороны украинской ПВО, которую не смогли полностью выбить в первые дни после начала спецоперации, и теперь она только усиливается за счет поставок современных ЗРК натовского производства.
Из-за нее российские стратегические бомбардировщики вынуждены наносить удары дорогостоящими дальнобойными ракетами, находясь далеко вне радиуса действия ПВО противника. Однако это будет только полуправда. Полная правда заключается в том, что к спецоперации ВКС РФ подошли не только без развитой тактической беспилотной авиации, но и фактически без столь необходимых корректируемых авиабомб, которые позволили бы наносить воздушные удары без входа в зону действия украинской ПВО. В Интернете можно посмотреть видеозаписи, на которых наши самолеты фронтовой авиации просто вынуждены действовать на сверхмалых высотах, чтобы сбросить на головы противника обычные «чугуниевые» бомбы. При этом российские Су-25, Су-30СМ и Су-34 подставляют «брюхо» не только ЗРК, но и обычным ПЗРК. Потери ВКС РФ у нас стараются особо не афишировать, некоторые цифры можно найти во вражеских источниках, потому к ним стоит относиться с определенным недоверием. Однако в списках на обмен военнопленных российские пилоты фигурируют периодически, это факт. Могли ли что-то пойти иначе, и можно ли что-то сделать прямо сейчас, чтобы исправить эту ситуацию? Joint Direct Attack Munition (JDAM) Необходимость создания корректируемых авиационных бомб (КАБ) была осознана уже очень давно, прежде всего, в США. Американцы, главные мировые агрессоры, в ходе операции «Буря в пустыне» столкнулись со множеством проблем в действиях своей авиации. С одной стороны, Ирак имел какую-никакую, а систему ПВО. С другой стороны, применение авиабомб с лазерным наведением оказалось осложнено непростыми местными условиями – содержание в воздухе в больших количествах мелкой пыли, задымление от пожаров из-за горящей нефти и т.д. Результатом системного анализа стал совместный проект ВВС США и ВМС США по переоборудованию обычных свободнопадающих авиабомб в корректируемые. Для этого каждая оснащается компьютером с навигационным оборудованием, комплектом из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего управляемое оперение, позволяющее ей маневрировать. Наведение сброшенной с самолета КАБ на цель осуществляется при помощи интегрированной инерциальной системы наведения в паре с GPS-приёмником улучшенной точности. Дальность ее действия составляет 15 морских миль (28 км) от точки сброса, величина кругового вероятного отклонения – 11 метров. При осуществлении бомбометания с больших высот на сверхзвуковых скоростях дальность поражения увеличивается. Например, истребитель F-22 с высоты в 15 километров при скорости, превышающей звуковую, смог поразить цель 454-килограммовой КАБ на расстоянии более 44 километров. Проект получил название JDAM (Joint Direct Attack Munitions), и по состоянию на 2016 год Пентагон заказал у компании-производителя Boeing 15 тысяч комплектов по переоснащению свободнопадающих бомб в корректируемые. Следует признать, что это яркий пример рационального подхода к имеющимся ресурсам, достойный подражания. А как дела с КАБ обстоят у нас, в России? КАБ-500С У нас решили не заморачиваться с переоборудованием свободно падающих бомб в корректируемые, а сразу создать «корректируемую авиационную бомбу калибра 500 кг, спутниковое наведение», или КАБ-500С. Макет российской КАБ был впервые представлен в 2003 году на выставке МАКС ГНПП «Регион» (теперь входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» или КТРВ). Боеприпас предназначается для уничтожения стационарных объектов с заранее известными координатами – пунктов управления, складов, промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, а также судов на стоянках. Длина бомбы составляет 3 м, максимальный диаметр корпуса – 400 мм, размах крыла – 750 мм. Для обеспечения требуемых аэродинамических характеристик бомба оснащена набором плоскостей, Х-образными стабилизаторами и крыльями с рулями. Допустимая высота сброса КАБ-500С в диапазоне от 500 м до 10 км, скорость самолета-носителя при сбросе – от 550 до 1100 км/ч, круговое вероятное отклонение не более 5-10 м. Бомба получила систему управления, основным элементом которой является приемоиндикатор навигационных систем ПСН-2001. Несмотря на то, что проект российской КАБ успешно дошел до стадии испытаний, в 2012 году он столкнулся с противодействием в Минобороны РФ. Как рассказывало еще в 2015 году «Военное обозрение», некие неназванные силы внутри военного ведомства не устроила цена КАБ-300С в 3 миллиона рублей за штуку (100 тысяч долларов по тогдашнему курсу), и там посчитали, что бомбардировщики Су-24 или Ту-22М3 с современными прицельно-навигационными комплексами способны обеспечивать приемлемую точность бомбометания даже при использовании неуправляемого оружия. Также в качестве причины для отказа называлось недостаточное расстояние, которое способна преодолеть российская КАБ от места сброса, составляющее от 6 до 8 километров, то есть, избежать входа в зону действия ПВО противника самолету не удалось бы. Несмотря на это, Индия почему-то все же заинтересовалась экспортной версией российской авиабомбы КАБ-500С-Э. В ходе операции ВКС РФ в Сирии по позициям террористов применялись, судя по всему, экспортные версии нашей КАБ. Вполне очевидно, что к СВО мы подошли без столь необходимых нам корректируемых авиабомб. То, что это направление для российского ВПК теперь станет приоритетным, не вызывает сомнений. Однако воевать надо прямо здесь и сейчас, сберегая жизни наших пилотов. Поэтому представляется правильным закупить у дружественного Ирана опытную партию управляемых планирующих бомб Yasir, которыми персы научились поражать цели на расстоянии до 50 километров от точки сброса. Это позволит ВКС РФ действовать в украинском небе без захода в зону действия большинства систем ПВО, радикально повысить эффективность ударов и сохранить дорогостоящие самолеты и еще более ценных пилотов. Комплексовать по поводу технологической зависимости от Исламской Республики уже поздно, надо просто побеждать и делать выводы.
Свежие комментарии