На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 877 подписчиков

Свежие комментарии

Мир меняется

С 1 января 2024 года членами БРИКС станут: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия, Аргентина, Египет и Иран.

Вообще, на прошедшем в Африке саммите БРИКС, официальные заявки на вступление в объединение подали 23 страны. Из этих 23 стран, шесть, в будущем году, станут полноправными членами организации, остальные 17 постепенно присоединятся.

БРИКС – это неформальное объединение стран, имеющих большой потенциал для экономического развития. БРИКС действительно неформальная структура, не имеющая ни устава, ни хартии, никакого-либо управляющего органа. Основной формой взаимодействия внутри БРИКС является саммит, на котором подводятся итоги и совместно принимается решение о перспективных направлениях сотрудничества. Внутри самой структуры действуют комитеты и советы, курирующие различные направления деятельности. Основная «забота» БРИКС – это экономика и финансовая деятельность.

Может не понимая или не желая понять, что же такое БРИКС, Запад постоянно говорит об объединении, как о «противовесе западной гегемонии», аналоге НАТО или, еще веселее, ЕС. БРИКС – ни то ни другое, ни третье.

И, если уж хочется сравнивать это объединение с какой-то международной структурой, то тогда уж стоит сравнивать с ВТО. Ни для кого сегодня не тайна, что ВТО создано для того, чтобы богатые – богатели, а бедные – беднели. Никак иначе нельзя охарактеризовать деятельность этой международной структуры. Квоты, что выделяются для стран-участниц, ввозные пошлины, вводимые стандарты и прочие механизмы, действуют так, что товары пары-тройки стран получают приоритеты перед всеми остальными странами участницами. Вот в этом отношении БРИКС действительно противовес ВТО, так как работает объединение только на условиях взаимовыгодного сотрудничества. И, если говорить о неписаных принципах, которыми руководствуется БРИКС, то это совместный, совокупный экономический рост.

В объединении нет главных и второстепенных членов, там даже нет «первых среди равных». «Способствуя развитию твоей экономики, я развиваю свою» – вот главный принцип, которым руководствуются страны-участницы. И, конечно, чем больше стран присоединится к объединению, тем лучше будет для всех.

Сегодня, страны-члены БРИКС (без присоединившихся) представляют 40% населения мира и составляют треть мировой экономики. И это реальные расчеты, а не то, что за таковые выдают западные аналитики. (Ну смешно же: нам рассказывали, что доля СССР составляла 20% мировой экономики и при этом страна, развалилась, в основном, именно из-за своей экономической слабости. Доля вклада в мировую экономику Российской Федерации, объявляется на уровне 2%, при этом страна достаточно успешно, переживает шквал санкций, сравнимый с эмбарго).

Для сравнения, G7, клуб самых развитых стран мира (Германия, Канада, США, Франция, Италия, Япония и Великобритания) охватывает менее 10% населения мира и 30% мирового ВВП. Расширившееся, с пяти до одиннадцати членов, БРИКС, будет представлять 46% населения мира и более трети мирового валового продукта.

Сейчас объединение БРИКС расширяется на Ближний Восток – присоединились крупные производители нефти и газа. Вхождение Египта, в это экономическое объединение, знаменует собой укрепление африканского полюса организации, и теперь в нее входят две крупнейшие страны Южной Америки – Бразилия и Аргентина. Для группы, которая уже имеет в своих рядах две азиатские страны с самым большим населением в мире – Китай и Индию – усиление африканского и южноамериканского направлений означает большее экономическое влияние в этих регионах.

Целью БРИКС, как сказано выше, является развитие экономического сотрудничества, торговых связей и финансовых механизмов, которые позволили бы странам-участницам противостоять доминированию доллара и евро на мировых рынках. Главная особенность объединения развитых и развивающихся стран Ближнего Востока и Азии заключается в том, что оно включает в себя страны за пределами западного блока, а это способствует выстраиванию конструктивного диалога между представителями Китая, Саудовской Аравии и Аргентины.

Пример деятельности, основанной на паритетных началах, оказывает вдохновляющее влияние на другие страны и список желающих присоединиться к объединению только растет. На саммите, прошедшем в Африке, присутствовало пять-стран участниц, шесть стран присоединятся к объединению в будущем году, семнадцать стран на очереди к присоединению. И семьдесят приглашенных стран приняли участие в саммите. То есть, очередь на присоединение только растет.

Так является ли БРИКС альтернативой глобальному Западу?

Потребность в таком политико-экономическом объединении, как БРИКС возникла в ответ на односторонние действия Вашингтона, особенно после вторжения США в Ирак в 2003 году.

Бразилия, Россия, Китай и Индия, а с 2010 года и Южная Африка, объединились в неформальный блок, который по численности населения представляет собой значительную группу.

БРИКС не является международной организацией, у нее нет постоянных органов, но ее члены собираются на ежегодный саммит. На данный момент альянс сформировал только одно совместное учреждение – Новый банк развития. Банк базируется в Шанхае и действует в качестве противовеса МВФ.

Новый Банк развития удобен для участников объединения тем, что кредиты можно получить в местной валюте. Но, этот Банк все равно зависим от долларового финансирования, которое должно быть одобрено американскими учреждениями. С начала СВО деятельность данного финансового института была не то, чтобы заморожена, но действие сдерживающих механизмов, «включенных» Западом, Банк хорошо прочувствовал. Дело в том, что доля российского участия в Новом банке развития составляет 19%. Но даже в такой ситуации и то, страны выстраиваются в очередь, чтобы быть принятыми в альянс.

Оказывается, решающее значение имеют не финансовые вложения или дешевые кредиты, а отсутствие общих стандартов производства, отсутствие влияние на внутреннюю и внешнюю политику стран-участниц, эластичные связи между странами, участницами альянса. Нет навязывания политической повестки, нет критики внутренней политики государств, нет критики традиционного уклада и культуры и т. д.

У БРИКС нет никакой внешней географической ориентации, поэтому называть альянс «глобальным югом» или «глобальным Востоком» – это в коне не верно. Альянс расширяется и на юг, и на восток, и на запад, и на север, но при этом не претендует на роль мирового гегемона или всепланетарного правительства. И такая стратегия развития оказалась очень выгодной.

Но!

Но дело в том, что масштабы политического влияния БРИКС на общемировую ситуацию сложно спрогнозировать. Сейчас даже сказать сложно, что же, по сути своей, являет нам БРИКС и возможно ли его считать «клубом неприсоединившихся», как это было в период холодной войны – третий путь по отношению к североатлантическому блоку и странам Варшавского договора. Ясно видно только одно: БРИКС – это ограничитель доминирования Запада на мировом рынке, инициатор реформирования глобальной многоуровневой системы.

О реформировании международных институтов сейчас говорят все, кому не лень. Трамп, помнится в свою президентскую бытность, даже и НАТО собирался «за коленки пощупать», да и к прочим, в том числе, европейским институтам приглядывался. Макрон постоянно говорит о «выстраивании новой, европейской системы безопасности». Байден, правда, ничего не говорит, но плюет на все международные структуры с высокой башни.

ООН после распада СССР превратилась в чисто формальную площадку «для поддержания диалога». Действует в этой структуре исключительно СБ и то, в части вето. Резолюции Совета Безопасности никто не выполняет. Все гуманитарные миссии ООН – ни о чем.

Вот уж сколько международных механизмом в состоянии создать международное сообщество, для прекращения голода в африканских странах, но ведь никто этим не занимается. ООН, конечно, на каждой сессии поминает эту беду и провозглашает: давайте что-нибудь сделаем, чтоб люди не гибли. И на этом всё, закончилась международная деятельность.

Так что реформирование международных институтов давным-давно назревший вопрос. И даже пробовали за него приниматься, но суть в том, что тот же «глобальный юг» – голодающие страны, требует равноправного участия в этой деятельности. Потому что вот уж где-где, а здесь действительно вопрос выживания и развития стоит очень остро, но при этом, этот же «глобальный юг», категорически против того, чтобы «развитые» страны модернизировали созданные ими механизмы подавления и подчинения. Западные «правила и ценности», западная священная корова – демократия – настолько надоели всему миру, что уже никто не стремится связывать будущее своих стран с «глобальным Западом».

Любая страна, даже самая маленькая, бедная и беззащитная, имеет национальные интересы и хочет процветания своего народа. И нет ничего удивительного в том, что «развивающиеся страны» хотят развития, а не стагнации. Глобальный же Запад, всеми силами, с привлечением международных механизмом и институтов, стремится остановить развитие мира вокруг себя, поглотить и управлять всеми имеющимися на планете ресурсами.

О том, что политика сдерживания, проводимая США и ЕС, уже настолько осточертела миру, говорит тот факт, что к БРИКС присоединилась Саудовская Аравия. Присоединение Ирана – это конечно, тоже сюрприз, но в целом ожидаемый. Но вот то, что Тегеран и Эр-Рияд, благодаря посредничеству Пекина, смогли найти точки соприкосновения – это действительно из разряда чудес и очень позитивная тенденция. Если уж непримиримые противники, оказались в состоянии выстраивать диалог в рамках БРИКС, то… А есть ли для этого альянса, что-то невыполнимое?

***

Саммит БРИКС состоялся всего через несколько дней после саммита США, Японии и Южной Кореи в Кэмп-Дэвиде. В этот раз Байден решил поиграть в миротворца и усадил за стол премьер-министра Японии и президента Южной Кореи. Суть в том, что обе страны не разрешили споры, относящиеся к периоду Второй мировой войны. Южная Корея считает, что Япония должна ей официальные извинения и военные репарации за зверства, совершенные японскими солдатами во время оккупации Корейского полуострова, между 1910-1945 годами, а Япония считает, что они уже сделали достаточно, признав ответственность за то, что японские военные совершили в этот период.

Причина, по которой лидеры этих стран все же встретились в резиденции президента США – это Китай, его экономическое и политическое влияние в регионе. Китай, против которого Вашингтон пытается поднять своих азиатских партнеров.

Пекин стремится контролировать Новый Шелковый путь, по которому он доставляет огромное количество своих товаров в разные страны, а США мешает ему сделать это и тщится перехватить контроль над торговыми путями. Собственно, ситуация аналогична той, что сложилась в начале прошлого века между США и Японией. Вторая мировая – это, в том числе, война США против Японии за тихоокеанские торговые пути. Сегодня ситуация повторяется, но между США и КНР – противостояние из-за Нового Шелкового пути и противостояние США – РФ, в том числе, и из-за Северного морского пути.

Как в прошлом веке, Джо Байден, один из последних активных участников холодной войны, опирается на традиционных союзников Америки со времен конфликта с Советским Союзом – Европу, Турцию, Японию и Южную Корею.

До недавнего времени одной из опор США был и Ближний Восток, который теперь обращается к другому лагерю – БРИКС.

***

Мир неотвратимо меняется. И эти изменения только нарастают. Прошедший саммит БРИКС как раз и показывает, что изменения не остановить и мир будет меняться с Западом или без него. Это относится и к закату западной гегемонии на мировых рынках, и к политическому порядку, в котором слово Запада больше не будет восприниматься как команда к действию.

Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».

Раздел «Нацизм украинский» пополнился дополнительными материалами.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх