Накануне встречи президента КНР и США – председателя Си Цзиньпиня и Байдена – чего только не пророчили России. «Вот сейчас сольются в экстазе Америка и Китай и пошлют Россию лесом» – это самое мягкое. Европа и недоденацифицированные «друзья» -соседи уповали на то, что Китай и слова против США не скажет, потому как владеет самым большим пакетом американских трежерис (облигации государственного займа, по-русски говоря).
Действительно, до недавних пор у КНР скопилось «долговых расписок США» примерно на полтора триллиона. К настоящему моменту эта сумма снизилась до 860 миллиардов. Платит США китайцам, платит. А куда деваться? Вот и вскорости подоспеет очередной платеж, что-то порядка тридцати миллиардов и Америка средства изыщет. Тут никакая помощь Израилю и Украине не помещает выплачивать долговые обязательства. Невыплата влечет за собой слишком жесткие меры, чтобы американцы могли бы себе такое позволить. И в старое-то, доброе время, с невыплатой обязательств никто не хотел связываться, а уж сейчас-то…
Ну собственно, США сама себя загоняет в ловушку. Ведь есть же хорошая мудрость – не рой яму другому, сам в нее попадешь. Вот именно сейчас американцы и переживают опыт сидения в яме, которую готовили для России и Китая. А пошли они на это, не взирая ни на какие предупреждения умных людей, поскольку, грубо говоря, подсели – стали зависимыми – от военных доходов.
***
Экономическая война, которую Трамп развязал против Пекина и в которую Байден всё подливает и подливает маслице, эмбарго, которого западные страны стремятся добиться для России резко изменили ландшафт глобальной политики.
США всячески стимулируют и поощряют разрыв экономических связей Европы с Россией и Китаем. Но если с Россией эти связи, были далеко не такими масштабными, как принято о них думать, то относительно Китая все идет довольно болезненнее. Об «отделении» Запада от России и Китая свидетельствуют данные о снижении взаимной торговли. Если в 2021 году Россия поставляла в ЕС 45% газа и 27% нефти, то в первом квартале 2023 года эти показатели сократились до 17% и 3%.
Долларовый товарный экспорт Китая в США был практически неизменен в период с 2018 по 2022 год, а вот в первой половине этого, 2023 года, снизился на четверть. В результате доля Китая в импорте США в 2018-2023 годах резко сократилась с 21, 3% до 13, 1% (доля американского экспорта в Китай практически не изменилась). Торговля между США и Китаем, как доля ВВП США упала. Большая часть снижения произошла после 2018 года, когда Америка стала повышать тарифы на китайские товары.
Экспорт из Китая в ЕС тоже значительно снизился в последней половине этого года, что можно объяснить усилиями Пекина по снижению рисков, а вот импорт ЕС из Китая, включая чувствительные технологии и критически важные полезные ископаемые – вырос. Но опять же, этот рост не так велик, как его представляют западные СМИ. Видимо они хотят создать мнение о том, что Европа, якобы, перенасыщена китайскими товарами.
Европейские издания, единогласно уверяют читателей в том, что Китай увеличил свой экспорт в два раза, но в реальности, увеличение составляет чуть больше одного процента. Торговый дефицит между ЕС и Китаем составит 323 млрд евро (по сравнению с 396 млрд в 2022 году и это больше, чем 184 млрд в расчетном 2018 году). И еще нужно учитывать, что в еврозоне свирепствует инфляция, так что рост действительно очень невелик.
И здесь встает вопрос:
Учитывая тесные связи экономик в «глобальном рынке» является ли реально возможным разделение экономик?
Нет сомнений в том, что ухудшение отношений между Вашингтоном и Пекином заставило транснациональные корпорации беспокоиться о геополитических рисках. В результате, в первой половине этого года, Мексика и Канада торговали с Америкой больше, чем с Китаем. И за два десятилетия такое перераспределение товарных потоков происходит впервые. И, естественно, на ум прежде всего приходит мысль, что потоки мировой торговли «пошли» в обход Пекина. Но если присмотреться, то окажется, что торговые связи между Вашингтоном и Пекином прекрасно сохранились, но модернизировались и приняли более сложные формы. И еще у Китая выросло торговое взаимодействие с такими странами, как Индия (и это при плохих отношениях руководителей стран), Мексика, Тайвань, Вьетнам. А это указывает на то, что обширные цепочки поставок Китая, в том числе в сфере высоких технологий, по-прежнему имеют большое значение для США.
Тут ведь что получается-то: Вашингтон всеми силами стремится ослабить экономические связи Китая со странами, которые являются союзниками Америки в Восточной Европе, АСЕАН, Мексике, но все усилия американцев ведут к тому, что напротив, эти связи становятся прочнее. А указанные страны просто-напросто не хотят терять своей выгоды, они сейчас находятся в очень выигрышной позиции – к ним осуществляется приток китайских инвестиций и сырья, а готовую продукцию они экспортируют на Запад.
Понятно, что китайские компании переносят часть своих операций в другие страны (те же фирмы, которые производили окончательную сборку в Китае, сейчас выполняют ту же работу во Вьетнаме, Камбодже, Бангладеш или Таиланде). Однако тот факт, что дефицит внешней торговли США с другими странами увеличился, большой позитивной роли для Пекина это не играет, поскольку довольно объемная часть доходов китайских компаний будет создаваться в других странах. И, в этом смысле, Белый Дом, конечно, Пекину неприятностей доставил. Но и Америке, такое поведение команды Байдена неприятностей доставило ничуть не меньше – такие игры выливаются в огромные издержки для американского бизнеса и потребителей.
Что до КНР, то она и не скрывает, что действия США, Японии, Нидерландов привели к тому, что планы Пекина по производству современных чипов сильно затруднены. Но затруднены, а не невозможны.
Ну а теперь давайте глянем, на торговлю Запада с Россией. Ну… Санкции-то санкциями, а товарооборот только возрастает. При чем, для России все осталось на досанкционном уровне – то есть сколько нефти продавали, столько и продаем, но европейские-то страны запретили себе покупать нефть у России, да еще потолков понавводили. А больше нефти взять неоткуда: Ближний Восток – сами расковыряли еще и до начала СВО. Так что теперь европейцы закупают российское сырьё, другую продукцию, через Индию, например.
Но если кто-то думает, что растущая сплоченность Запада в сдерживании Пекина и Москвы – не играет большой роли для наших стран, то тот ошибается. Действия Запада все еще опасны даже притом, что его вес в мировой экономике снижается, а Россия и Китай углубляют свои взаимоотношения и связи с другими странами, такими как Иран, Саудовская Аравия, Индия.
Но… Но, при самых неблагоприятных условиях, что может создать Вашингтон Пекину, рост экономики Китая все равно продолжится и как бы американцы, претендующие на мировое владычество, «из штанов не выпрыгивали», Китай станет мировым лидером примерно к 2030-50 годам, просто потому, что он является торговым партнером более чем 120 стран мира.
А что до России, то наша экономика, конечно в разы скромнее китайской, но мы все равно, даже сейчас обеспечиваем мир энергоносителями. И то, что Запад затруднил себе доступ к российским энергоресурсам, для нас большой роли не играет. Их санкции и бьют по ним.
Так что ответ на вопрос: возможно ли разделить экономики? Таков: – разделить экономики стран – невозможно, но можно «выпилить» отдельную страну со всеми ее экономическими связями из глобального рынка, даже в случае, если не все игроки этого рынка согласны с таким решением большинства. И эта связь является двухсторонней, на что, судя по всему и рассчитывал Белый дом начиная экономическую войну с Китаем и Россией. Но как оказалось, глобальные игроки скорее сами Соединенные Штаты «выпилят».
Второй вопрос, что постоянно муссируется Западом –
Возможен ли конфликт между Китаем и Россией?
Запад решил считать взаимозависимость России и стран ЕС не как стабилизирующий обстановку фактор, а как свою зависимость от России. И тут же озаботился своей энергонезависимостью. И не просто озаботился, а еще объявил всему миру, что обрел-таки таковую. Поэтому теперь и запасается российским газом, но уже «из-под индийской полы», так сказать, тишком, по большому блату «достает» российские нефть и газ.
Для нас, как и для Китая не имеет никакой разницы, кто и для каких целей покупает наши энергоносители. Цены определены, договоры заключены, отгрузка прошла, деньги пришли – а что там дальше делает Индия нас мало интересует. Кто сказал «фарцует»? Не правда это. Индия занимается честной спекуляцией – за рубь купила, за два продала, вот с тех двух процентов и живет.
Но как видим Вашингтон не успокаивается и всеми путями стремится оттолкнуть нуждающиеся в энергоносителях страны, от российских поставок. Но думает ли Вашингтон о том, что большая экономическая независимость побуждает государства действовать более агрессивно. И Россия, и Китай просто углубят свое партнерство, включая в свой круг развивающиеся страны.
Вообще, более тесная интеграция экономик России и Китая усиливает экономическую прочность Китая, так что рано или поздно, но Тайвань войдет в состав КНР. Выдержать же ответный экономический удар западного мира, позволит опыт России, которая нашла и реализовала решения, которые помогли сберечь, стабилизировать и развить нашу экономику.
Поскольку Запад, в том числе США, все сильнее стремится оттолкнуть от себя Китай, «глобальный Юг» получит его технологические платформы и укрепит двусторонние торговые связи (среди прочего, за счет более активного участия в геоэкономических проектах, включая инициативу «Один пояс, один путь»). И в этом случае США, со своими вторичными санкциями, отправятся в пешее эротическое путешествие.
Вообще же, все эти экономические штуки, что стремится провернуть Вашингтон, давным-давно, просчитаны и описаны американскими же политологами – уровень взаимозависимости не связан с началом военных действий. Роль играют ожидания относительно их траектории – то есть, ирония заключается в том, что экономическое давление Запада солидаризирует Китай и Россию и сделает этот союз более активным конкурентом для США.
Сейчас бы американцам не в Израиль и Украину гнать вооружения, а отправить дипломатов в небольшие незападные страны и с предложением, хотя бы минимальной интеграции в западный мир. В противном случае Запад, в недалеком будущем, просто коллапсирует.
Вашингтону и Брюсселю следует подумать о том, как создать более устойчивую конфигурацию взаимозависимости со стратегическими конкурентами. Учитывая мышление китайских стратегов, которые все чаще определяют цель своей страны как выживание в мире без порядка, что говорит о том, что никто уже не верит в то, что западноцентричная система может быть реформирована. Центры силы на Западе должны бы делать все, чтобы сохранить существующий международный порядок. Но нет. Вашингтон рассматривает возвращение соперничества, как необходимость улучшения альянсов и институтов, лежащих в основе порядка после Второй мировой войны, который помог Америке «выиграть» (первую) холодную войну. Придуманный и реформируемый американцами глобальный порядок должен охватывать большую часть мира, оставляя такие страны, как Китай, Иран, Северная Корея или Россия, изолированными.
И опять, но! Любому становится понятно, что «изолированные страны» непременно войдут в альянс между собой. Что, собственно, и наблюдаем.
При этом, стратеги в КНР и России разрабатывают такой проект будущего миропорядка, который соответствует чаяниям большинства населения планеты. Большинство стран мира стремится к суверенитету и национальной идентичности, формирования блоков, как было в период «Холодной войны» не будет. Вместо этого создается фрагментированный (многополярный) мир, в котором Китай, Россия, Индия, Иран станут одним из полюсов силы.
Если кто-то полагал, что глобальный Запад будет согласен на двухполярный мир, где вторым полюсом станет Китай, этот кто-то глубоко заблуждался.
Ни Пекин, ни Вашингтон не обладают таким же глобальным доминированием, как Советский Союз и США после 1945 года (на страны НАТО, Австралию и Японию, а также на СССР, Китай и Восточный блок вместе приходилось 88% мирового ВВП в 1950 году, тогда как сегодня на все эти страны приходится лишь 57% мирового ВВП). В-третьих, сегодняшний мир чрезвычайно экономически взаимозависим, что затрудняет формирование стабильного порядка блоков, который характеризовал холодную войну, но более вероятно, что «третьи страны» будут сотрудничать с обеими сторонами. А именно, во время холодной войны Запад эффективно мобилизовал развивающиеся страны против Советского Союза (на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и Африке).
Очень разные реакции Китая и США на СВО на Украине указывают на различия в мышлении Пекина и Вашингтона. Точку зрения Китая разделяют многие страны, особенно на «глобальном Юге», которые не верят заявлениям Запада о поддержке порядка, основанного на правилах, и считают, что Белый дом избирательно применяет свои нормы (вторжение в Ирак в 2003 г. – хороший пример). Совершенно иначе ведут себя китайцы, которые по отношению к развивающимся странам отдают приоритет инвестициям в инфраструктуру, не вмешиваясь в их внутренние дела. При этом невероятно вырос дипломатический корпус Китая. Сегодня китайские дипломаты совершенно заслуженно получает высокую оценку своей деятельности от многих стран, чего уж никак не скажешь об американских дипломатах.
И есть еще один момент, на который Вашингтон обращает мало внимания: Китай – это миролюбивая и обладающая большим терпением страна. Но всякое терпение рано или поздно заканчивается.
Подписывайтесь на ТГ Solo Васия
Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».
Раздел «Нацизм украинский» пополнился вторым материалом о запорожском казачестве (аудио), первое аудио выложено в текстовом виде.
Свежие комментарии