Несколько месяцев назад, когда курс доллара начал расти и к апрелю 2023 года достиг отметки в 80 рублей за доллар, я написал статью, в которой объяснил, что не вижу в этом ничего особо опасного для нас, ведь хоть курс доллара и влияет на внутреннюю инфляцию, увеличивая её, но не прямо пропорционально.
Чтобы доказать это, мы можем просто оглянуться назад и вспомнить, как изменялся курс доллара и как при этом росли цены в России:
1 января 2014г. – 32,65 ; инфляция за 2014 год – 11,36%
1 января 2016г. – 72,92; инфляция за 2015 год – 12,91%
Что мы видим из этих цифр?
А мы видим, что за два года курс доллара вырос в 2,233 раза (на 123,3%), тогда как цены за эти же два года выросли на 1,1136*1,1291=1,257, то есть в 1,257 раза, а если перевести в проценты, то на 25,7%.
То же самое происходит и сейчас. Инфляция немного ускорилась по сравнению с первым полугодием, однако её прогнозный уровень опять-таки всего лишь 6-7% при росте курса доллара с 68 рублей в начале года до 97 рублей к настоящему моменту, то есть на 42,65%.
Таким образом, рост курса доллара (соответственно и евро, и юаня) не оказывает значительного влияния на рост внутренних цен, и на экономическое развитие нашей страны – идёт и рост ВВП и рост ненефтегазовых доходов. Социальные пособия, зарплаты и пенсии индексируются на уровень инфляции, и даже имеется рост реальных доходов населения.
И чем больше в России будет появляться импортозамещающих производств, тем меньшее влияние на инфляцию будет оказывать рост курса доллара.
Президент на пресс-конференции в Киргизии сказал, что девальвация рубля происходит не из-за каких-то проблем в экономике, а из-за того, что в страну не возвращается валютная выручка.
Помимо этого произошло налаживание логистики по поставкам в Россию подсанкционных товаров, и в страну пошёл значительный их поток по параллельному импорту.
В то время как параллельный импорт нарастал, а обязательной продажи валютной выручки не было, на бирже сложился недостаток валюты. При этом ЦБ не может проводить валютные интервенции и оказывать влияние на курс рубля, потому что долларов и евро у него в закромах теперь нет.
И поэтому президентом было принято решение о возврате правила по обязательной продаже валютной выручки компаниями-экспортёрами.
Так почему же я всё-таки был огорчён значительным ростом курса доллара?
Всё дело в том, что такой нестабильный, непрогнозируемый и постоянно девальвируемый рубль замедляет процесс дедолларизации не только во взаиморасчётах между Россией и странами СНГ, но и в целом в мире.
Кому нужна такая валюта, которая за несколько месяцев может обесцениться на 42,65%?
Но курс доллара был бы не так важен, если бы при этом пара юань-рубль была стабильна, однакопараллельно с ростом курса доллара значительно вырос и курс китайского юаня.
И какими бы благожелательными ни были наши торговые партнёры из Средней Азии, но “дружба дружбой, а табачок врозь”. Тот же Узбекистан, глядя на такое быстрое пикирование нашей валюты, может запросить расплачиваться за его товары не рублями, а долларами или юанями, ведь Китай, не в пример нам, очень трепетно относится к своему юаню У них не происходит такой свистопляски с его курсом.
Посмотрите на эту таблицу.
Как видите, курс юаня к доллару практически стабилен.
Аж!!! с 2008 года он волатильничает (#мои_измышлизмы) в очень узеньком коридорчике, тогда как рубль болтается как Гуно́ в проруби.
Если бы рубль был стабилен, то нашу валюту с удовольствием принимали бы к оплате все страны СНГ, да и гастарбайтеры из стран Средней Азии могли бы переводить своим родным деньги, не конвертируя рубли в доллары или юани.
То есть нестабильный рубль приводит к тому, что:
1. Замедляется процесс дедолларизации в торговле между Россией и другими странами, да и в мире;
2. Происходит дополнительное вымывание валюты из страны, что опять-таки приводит к новому витку снижения курса рубля;
3. В торговле с одним из главнейших наших партнёров – Китаем мы получаем непропорциональный обмен.
Поясню третий пункт. Если курс доллара растёт, растёт и курс юаня, так как юань стабилен по отношению к доллару, а значит, за единицу китайского товара нам приходится отдавать больше единиц нашего.
На сколько? А вот на столько.
Мы поставляем удобрения в Китай, а Китай поставляет нам резиновые шины. Предупреждаю сразу, что цены взял не реальные, а приблизительные.
Допустим (1), что в начале 2023 года 100 кг удобрений стоили в России – 3770 рублей. Значит, к концу года с учётом инфляции в 7% эта же масса будет стоить 4034 рубля.
Допустим (2), что в начале 2023 года мы покупали 1 шину в Китае за – 371 юань. При курсе 1 юань – 10,1588 рублей это обходилось в те же 3770 рублей. А к концу года мы будем покупать эту шину по новому курсу 1 юань – 13,5844 рубля, то есть по цене – 5040 рублей.
Таким образом, если в начале года нам надо было произвести 100 кг удобрений, чтобы купить в Китае одну шину, то к концу года нам для этого надо будет произвести 125 кг удобрений.
Именно поэтому я и был огорчён тем, что курс доллара вырос в этом году так значительно. Именно поэтому я вчера написал статью, в которой заступался за Центробанк, потому что падение курса рубля было допущено не Набиуллиной.
Да, она высказывалась против возвращения обязательной продажи валютной выручки компаниями-экспортёрами, но принятие такого решения зависело не от неё, а от президента и вот почему.
Путин на этой же пресс-конференции сказал, что подходы к решению проблемы со стабильностью рубля были разные: у Центробанка свои, у правительства свои, у администрации президента свои. Поэтому подписанный им указ – это результат компромисса между всеми экспертами, а не нагибание кого-то и не аппаратное поражение Набиуллиной.
Именно эта мера позволила в середине 2022 года опустить курс доллара до давно невиданных значений. Сейчас такого эффекта, разумеется, не случится, потому что, повторюсь, вырос объём параллельного импорта, однако необходимо и далее делать всё возможное, чтобы курс национальной валюты был более стабильным.
Какие ещё меры возможно применить для того, чтобы наша валюта была стабильной и желанной, если продажа валютной выручки не даст результата.
1. Введение полного валютного контроля со стороны государства с запретом на наличие валютных счетов компаний-экспортёров за рубежом, при этом вся поступающая в страну валюта будет продаваться по установленному правительством курсу в банках, контролируемых государством. А курс можно установить таким, чтобы и экспортёрам было неплохо и импортёрам не в тягость, а затем менять этот курс в узких рамках, учитывая, к примеру, годовую инфляцию доллара, юаня и евро.
Ну, например, если инфляция в России по году была 6%, а инфляция в США – 2%, то, соответственно этому и необходимо снизить курс рубля на эту разницу – 4%. Ну а если инфляция в США – 9%, а в России – 4%, то повысить курс рубля на 5%. То же самое касается и евро, и юаня.
Плюс: максимальная стабильность для всех субъектов экономической деятельности.
Минус: нерыночная мера (ну и что?)
Отличие от СССР будет в том, что курс будет устанавливаться таким, чтобы повышал конкурентоспособность наших производителей в условиях открытой экономики.
2. Привязка курса рубля не к золотому стандарту, а к товарному – большой группе сырьевых и экспортных российских товаров. Но при этом необходимо будет установить государственный контроль над ценой этой группы товаров, чтобы она была стабильна и страны, принимающие наши рубли за свои товары понимали, что и завтра, и через год они смогут то же количество килограммов газа, метров нефти и литров электроэнергии, что и сегодня.
И тогда страны, торгующие с нами, будут смотреть не на курс рубля к доллару на ММВБ, а на то, сколько и каких товаров они за полученные от нас рубли купят в России.
Плюсы: максимальная стабильность для всех субъектов экономической деятельности, вполне рыночная мера.
Но во втором варианте нам опять-таки надо будет давить инфляцию, чтобы цена на группу товаров в рублях также росла стабильно медленно. Тогда рубль будет цениться, вымывание валюты из страны уменьшится и банки смогут обеспечивать ей всех страждущих.
Повторюсь, что не считаю рост курса доллара опасным для нас, но тем не менее определённый геополитический и материальный урон такая волатильность рубля, безусловно, нам наносит, что я вам и показал.
Могу закончить статью двумя пунктами: 1. Хорошо, что это решение по обязательной продаже валютной выручки принято, 2. Жаль, что ещё не в апреле.
Свежие комментарии