Как профессор Евстафьев узнаёт, о чем мы думаем, я не знаю. Но когда темным утром, не до конца проснувшись, он рассказал мне про то, что фарш нельзя провернуть назад и объяснил почему, я сняла свой поварской колпак. За неимением шляпы.
Он поделился сокровенным с Дмитрием Куликовым и аудиторией "Формулы смысла". Об основной теме расскажу в другой раз (следите - не пожалеете). А про детей сейчас. Мы в своем телефонном клубе матерей уже три дня это обсуждаем.
Куликов завис на фразе Евстафьева о том, что слухи о смерти нашей фундаментальной науки и образования сильно преувеличены. И заострил её, сказав, - это не простое преувеличение.
Это ДЕЙСТВИЕ по уничтожению нашей науки и образования.
Целый слой людей хайпует на теме - всё пропало, всё разворовали, мы ни на что не способны, экономики нет, образование у нас отсутствует...
А что должны чувствовать школьники, которые слышат это из каждого утюга?
- Что должно происходить с нашими детьми? Не риторический вопрос, - заметил Куликов. - Я утверждаю, что этот хайп является самым эффективным средством убийства образования. Как и тот, что наша наука скончалась в 91-м году и ее больше нет. Это самое эффективное средство борьбы с этой самой наукой. Её разрушение.
Евстафьев вспомнил людей, которые долгие годы сначала рассказывали про то, что науки у нас и не было, потом про то, как она загибалась. И, наконец, с тех же трибун, проливая крокодиловы слезы - о том, какая же у нас большая научная эмиграция среди молодежи!
В итоге выпало целое научное поколение. Выпадет два - будет очень большая проблема. А он только что побывал на научном форуме. Видел в зале много молодежи. И старших товарищей, которые знание свое практикой поверяли. Бесценные кадры! Они должны успеть свое сокровенное кому-то передать.
Тут-то Куликов и начал про фарш. Мол, сыплется отовсюду - верните советское образование. Но произносить это как заклинание - еще один способ разрушения.
Потому что вернуть никогда ничего нельзя.
Следим за логикой рассуждений.
- По-прежнему есть в школах двоечники, троечники, хорошисты и отличники. Так вот, если в замечательной советской школе двоечники и троечники доходили до 8-го класса, а потом отправлялись в ПТУ и техникумы, то сейчас все доходят до 11-го. И дальше - в вузы. Все! А в то время только хорошист и отличник настоящий мог попасть в вуз. Посидите и подумайте эту мысль! Как всё это сказывается на учебной среде, на выпускниках, на преподавателях - школьных, вузовских? И кто оттуда выпускается. (Имея в виду и кучу "платных гениев"). И мы говорим - ах, у нас плохая система образования.
Куликов привел цифры, которые ужаснули даже меня. На весь Советский Союз было 600 высших учебных заведений. На все 15 республик! В 2005-м в одной Российской Федерации их было около 3000.
Слушатели тут же спросили в чате: интересно откуда вдруг взялось огромное количество высококлассных преподавателей?
А это, как про жизнь на Марсе, науке неизвестно.
Сейчас вузов стало чуть меньше. Тыщи полторы-две. Но, вспоминая названия тех, что лишились лицензий, Евстафьев, чуть не хохотал в эфире.
А Куликов продолжал:
- У нас в прошлом году опять выросло число студентов: стало 1 миллион 200 тысяч. А до этого было 1 миллион 125. Растем, понимаете?
Евстафьев:
- И очень часто хвастаемся этим!
Между тем, пропорции отличников и всех остальных остались прежними. И мы получили ... имитацию высшего образования.
Техническое образование 40-50-х, даже начала 60-х годов было сопряжено с практикой, если только ты не физик-теоретик...
Но всё ли было хорошо спустя лет десять-двадцать?
Куликов:
- Мы врать не будем. Скажем, как было. В позднее советское время выпускалось какое-то количество инженеров - из политехов, заборостроительных, так сказать, вузов, которые...
Евстафьев:
- ... завод не видели никогда в жизни! А проводили время за чтением Стругацких и чаёвничали в разного рода бесчисленных НИИ. Идешь так в середине 80-х по центру Москвы - на каждой халупе вывеска НИИ. Чё за НИИ, чё делают? Приезжаешь к себе на Вернадского - опять одни НИИ.
И тут самым мощным образом выступил господин ЧАТ:
Все места заняты гастарбайтерами. Приходится идти в вуз.
За Дмитрием Геннадьевичем не заржавело:
- А что - сантехником прям хочется устроиться в Москве? Кстати, совсем неплохие деньги, правда, квалификация нужна. У нас так много желающих реально, очередь стоит занять место мигрантов? Знаете, я тоже этот этот плач по погибшей Россиюшке умею исполнять, когда надо. Не хуже других. Но давайте честно воспринимать себя и свое трудовое пространство.
Два Дмитрия сошлись на том, что историческая миссия нашего поколения - осуществить переход (из одного состояния в другое, какое мы попали). Без серьезных потерь и даже с приобретениями.
А какие концептуальные цивилизационные задачи будут решать наши дети? В технике, экономике, космосе, в культуре...
Наш любимый сова Дмитрий Евстафьев окончательно встряхнулся на последней позиции:
- Вы меня извините... Я как захочу в театр сходить - прочитаю что-нить в интернете. И мне уже не хочется. Глубины океана, кстати, у нас точно не гастарбайтеры будут осваивать. Но у меня вопрос: а мы подготовили людей, которые на это способны? Наша система образования на это сориентирована? Или она просто выдает дипломы о высшем образовании?
А жулики с дипломами и степенями?
Оба Дмитрия с грустью определили, что деградация образования и социальной жизни может привести к новой волне самозванчества, которую мы наблюдаем в связи с той же пандемией.
Раньше самозванцы были цари и князья.
Сейчас - эксперты.
Многие попутали знание с владением неким объемом информации.
- Мы же знали, - с печалью заметил многоопытный Дмитрий Евстафьев, - что если два пальца сунуть в розетку 220 вольт - шибанет. Да?
А вот сейчас это не очевидно.
- Можно построить в пространстве современной России какой-то ремейк, вариант индустриального пространства Советского Союза, который был про ДРУГОЕ (такие же советские люди, как я, его поймут). Это знаете, как будет? Строят две-три улицы для съемок фильма на киностудии. Они очень похожи на настоящие. Но есть проблема - там люди не живут.
Движение бывает только вперед. Главное - определить, где вперед. Вперед - точно не сзади. Вернуть старые формы в новую систему невозможно. Надо что-то новое придумывать. Вопрос - а умеем ли? Умеем. Только надо перестать смотреть назад. Надо смотреть на себя. И немножко вперед.
Р. S. Те, кто ждал готовых рецептов, разочарованы? Понимаю. Но мои давние читатели знают - я нахожу в пространстве интересные мысли, идеи и предлагаю поразмышлять всем вместе. Спустя время мы приходим к интересным решениям и выводам.
А этот разговор мы только начинаем... Моя молодежь уже прочитала и спорит в соседней комнате. Потом расскажу.
Свежие комментарии