Как утверждает предание, Коломенское было основано в конце 1230-х годов жителями Коломны, бежавшими от нашествия Батыя в 1237 — 1238 гг.. Беженцы дали своему селу название Коломнинское, которое с течением времени изменилось на Коломенское.
Первое же письменное упоминание о Коломенском встречается в «Духовнаой грамоте» Ивана Калиты, написанной в 1328 г.: «Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Серпухов, а села: село Талежское, село Серпуховское, Коломенское, село Ногатинское...».
В Коломенском, одном из древнейших поселений на территории, которую сейчас занимает современная Москва, издревле располагалась бывшая загородная усадьба княжеских и царских фамилий древней Руси.
В 20-х годах двадцатого столетия на основе архитектурного ансамбля Коломенского был организован небольшой музей, который вырос к настоящему времени в комплекс архитектурного и художественного музея-усадьбы «Коломенское», раскинувшегося на территории в 390 гектар.
Давайте прогуляемся по музею, познакомимся с его достопримечательностями.
Зайдем на территорию музея со стороны пр. Андропова недалеко от станции метро «Коломенская» через Спасские ворота, которые были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.
Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками – образа Спасителя. Известно и другое старинное их название – «Задние».
Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов.
Створки ворот в древности были глухими.
С юга к воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенные в 1680-е годы и служившие для несения охранной службы с внешней и с внутренней стороны царской резиденции. Караульни были разобраны в 1814 году при постройке на высоком берегу Москва-реки дворца императора Александра I (1801–1825).
До наших дней сохранилась единственная постройка императорского Александровского дворца, Дворцовый павильон 1825 г.
Издавна на этом месте были летние деревянные императорские дворцы:
Екатерининский, где в детстве жил великий князь Александр Павлович, а после того, как он стал разрушаться, и не было возможности его восстановить, император Александр I повелел построить здесь небольшой дворец.
Дворец был построен в 1825 г. архитектором Е.Д. Тюриным. Это была ампирная постройка с высокой и массивной башней-фонарем. Рядом с дворцом поставили павильон, который, скорее всего, был предназначен для размещения усадебного театра, который и сохранился до наших дней.
Сразу же за воротами располагались хлебный и кормовой дворы. Они не сохранились и сейчас только обозначены очертания их фундаментов. Сами палаты были разобраны еще в 1815 г. Кирпич, оставшийся от разборки палат, пошел на сооружение стен, примыкающих к Спасским воротам.
Кормовой двор занимался приготовлением еды. На Хлебном дворе выпекали хлеба, пироги, пряники. Изготавливали конфеты, квас.
В Государевых ледниках хранились продукты, подававшиеся к царскому столу. Ранней весной ледники набивали москворецким льдом, который сохранялся до глубокой осени.
Здесь же был и Фряжский погреб с иноземными винами, ключничьи, кладовые и другие палаты.
Дальше нам открывается вид на Церковь Казанской иконы Божией матери.
Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630 годах. Это был первый в России храм, в честь этой иконы.
В 1649—1653 годах при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма на высоком подклете с шатровой колокольней.
В других источниках встречал утверждение, что Церковь построена в 1640 — 1651 гг. при царе Михаиле Федоровиче в память освобождения Москвы от поляков.
Правда, Михаил Федорович, первый русский царь из династии Романовых, был избран царем 13 марта 1613 года и правил до дня своей смерти 13 июля 1645 года. Т.е. в любом случае окончание строительства пришлось на царствование его сына Алексея Михайловича.
Раньше церковь была соединена деревянными переходами с хоромами царевен и считалась домовым храмом.
Так выглядел храм и территория возле него в 1880 г.
Он входил в состав Государева двора и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г.:
« в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения».
Здание храма трехэтажное, семикупольное, стоит на высоком подклете, имеет с юга внушительную лестницу с шатровым крыльцом, а с северной стороны к храму примыкает высокая, стройная, шатровая колокольня, соединенная с церковью красивой лестницей на ползучем своде.
В церкви находится чудотворная икона Божией Матери «Державная». Обретена икона была 2 марта 1917 года в день отречения царя Николая II от престола. С ее обретением связана следующая легенда.
Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.
Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.
В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.
Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа.
В церкви находятся также чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в.), чтимые иконы «Трех матерей» (XVI — XVII вв.), "Всецарица", святого Луки (Войно-Ясенецкого)с частицей мощей. Иконы прп. Алексия, человека Божия, мч. Натальи, прп. Сергия Радонежскогои др.
Церковь действующая, в ней регулярно проводятся службы. Здесь можно посмотреть мой рассказ о том, как проводилось в ней освящение пасхальных куличей в 2012 г.
Вы наверное уже успели притомиться? Потому продолжу свой рассказ в следующий раз, а впереди у
нас еще много интересного.
Продолжение http://travel.mirtesen.ru/blog/43975707742/Progulka-po-Kolom....
Использованы источники
http://home-edu.ru/user/f/00001231/examen/14-15_vek/duchovnaja.htm
Свежие комментарии