На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 839 подписчиков

Свежие комментарии

  • Павел Гончаров
    👍😀😀👍👍👍👍"Разнесем вдребез...
  • Фил
    Судя по роже,он ИДИОТ с детства"Разнесем вдребез...
  • Ирина Жигалина
    Филя,ты в паспорт посмотри свой и на себя в зеркале.пенёк ты пожилой а все туда же к молодёжи неразумной.Клоун.Ты чег..."Голая вечеринка"...

Израиль и Турция в поисках мира? А почему сейчас?

Почему Анкара и Тель-Авив вдруг решили заключить мир? В конце концов, турки же заявили, что не откажутся поддерживать палестинцев. А ведь именно, из-за этого турки дважды «поссорились» с израильтянами. Речь идет об инциденте с убийством девяти граждан Турции израильским спецназом на борту корабля «Мави Мармара», направлявшегося в Сектор Газа в 2010 году. И в 2018 году жестокий обстрел Газы Израилем.

Как видим, с тех пор в отношениях Израиля и Палестины ничего не изменилось – противостояние продолжается. Зачем тогда мириться? Есть ли какие-то другие, очень важные причины, которые заставили обе стороны прекратить спор?

Исторически турки и евреи жили мирно, дружно, уважали друг друга и помогали друг другу. В конце 15 века в течение столетия Османская империя принимала сефардских беженцев, уходивших от религиозных преследований в Испании, после чего Салоники на протяжении веков становились преимущественно еврейским городом. Турки ценили евреев как опытных врачей, оружейников, ремесленников, ученых и финансистов. Османы также хорошо относились и к бывшим византийским евреям-романиотам (греческие евреи) – специалистам по производству шелка и опытным ювелирам.

Почему? Ну потому что евреев, во-первых, было немного, а во-вторых, они не конкурировали с турками за территории, но, как отличные профессионалы были полезны.

В прошлом в Турции никогда не было антисемитизма. Только самые стойкие исламисты могут считаться антисемитами, но и то это недавнее явление. И в целом неудивительно, что ряд видных младотурецких деятелей были евреями. Мустафа Кемаль Ататюрк, создатель современной Турции, был тесно связан с салоникской общиной Мамин. Во время Второй мировой войны турецкие дипломаты делали все возможное, чтобы спасти евреев от Холокоста, например, в оккупированной нацистами Греции. Понятно, что народы и страны с такими традициями не могли долго находиться во вражде.

Примирение

Премьер-министр Израиля Жаир Лапид и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган договорились по телефону о полном восстановлении дипломатических отношений. Кабинет премьер-министра Израиля заявил, что это событие станет «важным преимуществом для региональной и экономической стабильности для граждан Израиля». «Нормализацию отношений» подтвердил и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, при этом подчеркнув, что Анкара «продолжит поддерживать палестинцев». Турецкий министр сообщил о том, что в сентябре Израиль и Турция проведут совещание по экономическому сотрудничеству.

На повестке дня, по данным МИД Турции, стоят вопросы формирования «смешанной экономической комиссии, установления политических и региональных консультаций, расширения сотрудничества в других областях, включая сельское хозяйство и туризм». Ну и конечно, будет восстанавливаться сотрудничество по вопросам безопасности и защиты от террористических угроз.

Не смотря на то, что Турция «пошла на мировую», в противостоянии с Израилем турки сохранили лицо, поскольку диалог по урегулированию отношений начался по израильской инициативе.

Летом 2021 года в Израиле сменилась власть, а в уже марте этого года новый президент Ицхак Херцог совершил официальный визит в Анкару. В июне министры иностранных дел обеих стран встретились, чтобы обсудить детали. Короче говоря, дела пошли хорошо: Тель-Авив «забыл», как умеренный исламист Эрдоган назвал Израиль «террористическим государством» и обвинил израильтян в «геноциде» палестинцев, а Анкара сделала вид, что не помнит, как Израиль стигматизировал Турцию, покупая нефть в Сирии, и налаживал связи с палестинскими радикалами.

С точки зрения исторически сложившихся отношений мир между двумя странами понятен. Да и простить высказанные друг другу гадости – это «по-взрослому». Но почему турки и израильтяне решили заключить мир именно сейчас?

Есть анекдот о том, что Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы доставить их единственное место в регионе, где нет нефти. Эта шутка устарела, поскольку в Израиле есть нефть и есть газ. И на Кипре есть газ, и много газа и примерно половиной объема владеют турки. Газа столько, что его хватит и Израилю, и Турции, и половине Европы. Вопрос только в том, как извлечь углеводороды со дна Средиземного моря и доставить их к месту назначения. Реальность такова, что без доброй воли и участия Турции в этом проекте, особенно в связи с конфликтом России с Западом, мало что будет сделано. В одиночку Израилю не справиться с задачей.

Борьба за запасы нефти и газа в Восточном Средиземноморье началась в 2009 году, когда американская исследовательская компания «НобльЭнерджи» обнаружила газовое месторождение Тамар в 100 километрах от побережья Израиля. Извлекаемые запасы этого месторождения составляют более 300 миллиардов кубометров. В 2010 году, по соседству с этим месторождением было обнаружено месторождение «Левиафан» с запасами до 1 триллиона кубометров газа и 1,7 миллиарда баррелей нефти. 2011 году у берегов Кипра было найдено месторождение сопоставимого размера – «Афродита». А в 2018 году «Эккоп Мобил»» обнаружил еще один блок природного газа, удвоив общие запасы Кипра.

Сам Израиль потребляет около 10 миллиардов кубометров газа в год, сейчас он планирует увеличить эту цифру и экспортировать излишки. В то же время на «Левиафане» уже начата работа с 2020 года и идут поставки сжиженного природного газа.

В 2016 странами была предпринята попытка договориться о строительстве магистрального газопровода из Израиля через Турцию в Европу, но Тель-Авив и Анкара уже враждовали, и договориться не смогли. В результате Израиль в январе 2020 года подписал рамочное соглашение с Грецией и Кипром, о строительстве 2000-километрового Восточного газопровода «Истмед». (Естественно, что Турции, у которой тяжелые отношения и с Грецией и с Кипром, это не понравилось).

Согласно проекту, стоимость которого около 6 миллиардов евро, газопровод, который пройдет 1 300 километров по морскому дну, протянется от «Левиафана» до Кипра, оттуда до Крита и от него до материковой Греции. А от Греции есть возможность проложить трубопровод до Италии. Первоначальная мощность «Истмед» установлена на уровне 10 миллиардов кубометров в год с возможностью удвоения, а также создания дополнительных новых потоков.

Этот проект очень нравится ЕС, который всеми силами стремится избавиться от «газовой зависимости от России», но он слишком сложен и трудоемок по разным причинам. И естественно, что ЕС не хочет возиться со строительством. Канал снабжения через Турцию с доступом к уже построенным газопроводам намного более перспективен и дешевле. Как сказано выше, в 2016 году, Тель-Авив и Анкара уже создали совместную рабочую группу для строительства магистрального газопровода через Турцию. Согласно плану, разработанному сторонами, Израиль должен был обеспечить поставки в размере 30 миллиардов кубометров в год, из которых 10 миллиардов предназначались для турецких нужд, а остальное – для транспортировки в Европу. Но соглашения стороны не смогли достичь. Сейчас же, когда стороны «помирились» проект строительства газопровода через Турцию получил «второе дыхание». Но, ведущую роль в проекте получает Турция, и от ее доброй воли будет зависеть, сможет ли Кипр использовать свое газовое месторождение. Пока планируется, что «Истмед» должен быть построен к 2027 году и в этом же году он начнет снабжать газом Европу, составляя России сильную конкуренцию.

Помимо строительства газопровода, есть еще две причины, которые, вероятно, подтолкнули Анкару простить Израиль. Это, прежде всего, Сирия. Для Израиля, который занимает сирийские Голанские высоты, Сирия – это враждебная страна. И вражда эта взаимна. Для Турции Сирия – это, прежде всего, ее бывшая провинция и слабый сосед, из которого Анкара не в первый раз намерена «откусить» часть территории. Сейчас турецкие полномочные представители контролируют часть Сирии. Анкара активно участвовала в гражданской войне на стороне террористов против законного правительства, в том числе и в провинции Идлиб, а также на некоторых территориях, отнимая их у сирийских курдов.

Похоже, что сейчас Турция хочет заключить мир с Дамаском, который с помощью России и Ирана выстоял и вернул себе большую часть утраченной территории, но, конечно, на своих условиях, то есть турки хотят непременно занять часть территории Сирии. Задача России – следить за тем, чтобы вред от действий Турции был сведен к минимуму. Требовать от турок безоговорочного ухода из Сирии – это все равно, что требовать от России ухода из Украины. Понятно, что турки не уйдут полностью, а нормализованные отношения с Израилем будут стимулировать сговорчивость Дамаска.

Следующая причина в том, что Турция не исключает конфликта с Грецией из-за островов Эгейского и Средиземного морей с их углеводородным богатством. Тем более что многие месторождения находятся буквально у берегов Турции. Самый яркий пример – это Мейсти-Кастелоризо, остров, который был передан грекам в 1947 году и который находится всего в 7 километрах от Турции и 580 километрах от материковой Греции. И этот остров объективно не дает туркам заниматься хозяйственной деятельностью, несмотря на то, что в их распоряжении находится огромная акватория.

В 2023 году в Турции пройдут президентские выборы, которые могут продлить срок президентства Эрдогана и в 2023 же году будет сотая годовщина Лозаннского мирного договора, который позволил разграничить и демилитаризовать спорные острова в Эгейском море, установить общие сухопутные границы и решить проблему оставшегося населения после обмена мусульманами в Греции.

Сегодняшняя Анкара никогда бы не согласилась на что-то подобное, и, очевидно, не случайно, что она постоянно обвиняет Грецию в нарушении демилитаризации островов и «притеснения» греческих мусульман.

По сути, Турция готова к развязыванию конфликта в ходе которого Анкаре придется бросить вызов и Европе, и Соединенным Штатам. Так что оставлять за спиной, в качестве врага, столь сильного игрока, каким является Израиль, Турции совсем не выгодно. Вот поэтому миру – мир….

Вы считаете, что Эрдоган не посмеет напасть на Грецию, ведь она является членом ЕС и НАТО. Турция же только членом НАТО. Ну и что? Точно такое же положение дел было и в 1974 году и оно нисколько не помешало Турции оккупировать часть Кипра.

Тут ведь, товарищи, расчет-то простой: если Турция «средиземноморским газопроводом» ублажит европейцев, лишившихся российского газа и нефти, и поможет Западу выжить в энергетической войне с Россией, то разве ЕС не заплатит Анкаре за эту великую услугу, несколькими мелкими греческими островами, которые уже захвачены «беженцами» из преимущественно мусульманских стран?

Все три вышеперечисленные угрозы – конкурирующие углеводороды, Сирия, Греция – так или иначе касаются России. Причем отразиться все это на нас может очень негативно. Но знаете, вот что-то я не вижу не то что туч, а даже и легких облаков, которые бы сгустились над российско-турецкими отношениями.

А ведь между тем Турция активно действует против нас на Украине, участвует в пантюркистской агитации в Средней Азии и укрепляет свои позиции в Закавказье.

И что-то все чаще стали приходить на ум прогнозы Владимира Вольфовича…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх