На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

41 019 подписчиков

Свежие комментарии

  • Walery
    В советском Союзе все народы и народности сохраняли свой язык!  В том числе в школах и в семьях... особенно.  Кажется...Обиженные Путиным...
  • Лидия Санникова
    Сообщили, что это фейк. Вранье от укров. Бесятся...В Курской области...
  • Геннадий Бережнов
    Уберите эту фотоморду с экрана, не могу статью дочитать, глаза режет! А немцы этого и не поймут как и хохлы, потерявш...Обиженные Путиным...

Ту-214, МС-21 или Як-44: каким должен быть российский самолет ДРЛОиУ?

Одной из самых неочевидных проблем Минобороны РФ для обывателя является острый дефицит самолет ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), или АВАКС, по американской классификации. Кажется так просто: запустил гиперзвуковую ракету по противнику и забыл о нем. Увы, все намного сложнее.

Чтобы запущенный «Калибр», «Циркон» иди «Кинжал» поразил подвижную цель, вроде пресловутого авианосца, сперва надо получить точные данные о его местонахождении для целеуказания. В советский период мы могли рассчитывать на развитую спутниковую систему, но современная «Лиана» намного слабее и малочисленнее предшественниц, а ее аппараты находятся в зоне поражения противоспутниковых ракет и иных средств противодействия потенциального противника. Иначе говоря, если США все-таки пойдут на Россию войной, то первым делом они нейтрализуют нашу спутниковую группировку, «ослепив и оглушив» Минобороны РФ. И как тогда прикажете вести разведку и получать данные для целеуказания авиации, армии и флоту? Вот именно для этого и нужны самолеты ДРЛОиУ, без которых война современного типа невозможна, и наши замечательные «Калибры», «Цирконы» и «Кинжалы» просто не найдут своей цели. В ВВС США и их ближайших союзников для этого имеются самолеты АВАКС Е-3 Sentry, а у ВМС - палубные Е-2 Hawk Eye, которые в сочетании с палубными истребителями делают американские АУГ объективно вне конкуренции. А что у нас? А у нас с этим все не слишком хорошо. Если верить открытым источникам, в стране осталось на ходу всего 9 единиц старых советских самолетов ДРЛОиУ А-50, сделанных на базе Ил-76. Самолеты возрастные и в плане оборудования устаревшие. Из них всего 4 прошли глубокую модернизацию до уровня А-50У, которая все равно по тактико-техническим характеристикам не дотягивает до западных конкурентов. Палубного самолета ДРЛО вообще не существует как класса. Вся надежда на А-100 «Премьер». Самолет сделан на основе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76, может находиться в воздухе на расстоянии 1 тысячи километров от базы до 6 часов. Благодаря новейшему оборудованию, этот летающий радар способен вести одновременно до 300 целей на дистанции до 650 километров. Это делает «Премьер» полностью конкурентоспособным с западными аналогами, в чем-то даже превосходя их. И это действительно здорово. Но есть одна проблема. Проект настолько технически сложный, что разработчики никак не могут довести его до ума. А-100 должен был поступить в войска еще в 2016 году, а сейчас уже конец 2021-го, и это до сих пор не произошло. Несомненно, в итоге ВКС РФ «Премьер» получат, но вот сможет ли он стать массовым? Большой вопрос. Вероятнее всего, таких самолетов реально будет всего несколько, а Минобороны РФ нужен массовый самолет ДРЛОиУ. Что же может стать настоящей «рабочей лошадкой», которая вберет в себя наработки по проекту А-100? БПЛА? Если подходить к делу с точки зрения массовости, то можно попытаться сделать ставку на относительно дешевые беспилотные системы, которые ныне стали очень популярны. Например, в качестве платформы для установки радиолокационной аппаратуры может быть использован огромный по размерам БПЛА «Гелиос-РЛД». Такой беспилотник может производиться большими сериями, будучи связанными в единую сеть, «Гелиосы» создадут единое радиолокационное поле над охраняемой территорией. К сожалению, панацеей БПЛА стать не смогут. Из-за низкой скорости полета они не смогут взаимодействовать, например, с истребителями, при этом они будут легкой мишенью для авиации и систем ПВО противника. Малая мощность радиолокационного оборудования не позволяет отнести «Гелиосы» к дальним средствам разведки. Иначе говоря, БПЛА ДРЛО – это нишевой вид вооружений, которому место, скорее, в качестве патрульного мирного времени или в качестве дополнительного «летающего глаза» для защиты собственных позиций. Ту-204/214 или МС-21? Превращение гражданских лайнеров в самолеты ДРЛОиУ является нормальной мировой практикой. Так, например, в Китае был создан вполне удачный АВАКС KJ-200 на базе самолёта Shaanxi Y-8, который в свою очередь является версией военно-транспортного Ан-12. С учетом проблем по проекту А-100, Минобороны РФ в 2019 году дало понять, что альтернативой «Премьеру» может стать чуть более простой самолет ДРЛОиУ на базе лайнера Ту-204/214. Выбор можно считать вполне удачным. Это прекрасный среднемагистральный самолет еще советской разработки, на его базе уже сделано около 20 модификаций. Достаточно будет оснастить Ту-214 многопозиционной РЛС с двумя фазированными антенными решетками, цифровой аппаратурой и системами противодействия РЭБ, и он превратится в настоящий АВАКС. При этом отмечается, что гражданский лайнер будет даже проще и дешевле в обслуживании, чем Ил-76. Есть только одна проблема: Ту-214 производится очень малыми сериями, поэтому под нужды ДРЛОиУ придется резервировать уже использующиеся для иных нужд лайнеры. Как вариант, через пару лет Минобороны РФ может положить глаз на новейший среднемагистральный лайнер МС-21. Уже удалось решить проблему с зависимостью от импортных композитных материалов, создан отечественный двигатель ПД-14. Серийное производство самолета обещают начать в 2022 году. Правда, на МС-21 уже выстроилась очередь, но, вероятно, для нужд Минобороны РФ десяток лайнеров нашелся бы. Як-44? Возможно, эта платформа будет наиболее адекватным ответом для российских авиации, армии и флота. Як-44 создавался в СССР как палубный самолёт радиолокационного дозора, наведения и управления (РЛДНУ/ДРЛОиУ) и радиоэлектронного противодействия. На момент разработки с оборудованием того времени он мог вести одновременно до 150 воздушных целей и наводить на цель 10 своих истребителей. Его крейсерская скорость составляла 700 км/ч, максимальная - 740 км/ч, а продолжительность патрулирования от 3,6 до 6,5 часов. Этот самолет мог базироваться одновременно и на сухопутных аэродромах, и на авианесущих кораблях. Даже без катапульты Як-44 смог бы взлетать с палубы ТАВРК «Адмирал Кузнецов» при помощи трамплина, что делает его абсолютно уникальным в своем классе ДРЛОиУ. К 1993 году был собран полноразмерный макет самолета, а после работы по нему заморозили из-за отсутствия финансирования. Возрождение данного проекта стало бы настоящим прорывом, поскольку и российская армия получила бы неприхотливый фронтовой самолет-разведчик среднего радиуса действия, и ВМФ РФ одновременно обрел бы долгожданный и жизненно необходимый флоту палубный ДРЛОиУ.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх