На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политика как она есть

40 964 подписчика

Свежие комментарии

Цены на топливо взлетели – вот же неожиданность-то для всех!

В отличие от многих недовольных соотечественников, я всегда с пониманием относился к росту цен на бензин и дизтопливо, потому что всегда считал, что цены у нас в России на бензин очень адекватные.

Почему? Потому что считал!

И даже сейчас, когда цены выросли, они остаются вполне себе нормальными, потому что если просто посчитать, сколько литров бензина могли себе позволить советские рабочие и нынешние, то подсчёт будет не в пользу СССР.

Так как я проживаю в Ивановской области, то давайте для примера возьмём швею-мотористку.

В СССР зарплата швеи-мотористки составляла в 1985 году – 164 – 211 рублей (ссылка для тех, кто хочет поспорить), сейчас, судя по нескольким объявлениям о наличии вакансий, можно найти работу с зарплатой 60000 – 140000 рублей (ссылка для тех, кто не верит).

В отличие от многих недовольных соотечественников, я всегда с пониманием относился к росту цен на бензин и дизтопливо, потому что всегда считал, что цены у нас в России на бензин очень адекватные.
В отличие от многих недовольных соотечественников, я всегда с пониманием относился к росту цен на бензин и дизтопливо, потому что всегда считал, что цены у нас в России на бензин очень адекватные.-1-2

В СССР бензин АИ-93 стоил 40 копеек за литр… со мной постоянно спорят на эту тему и говорят, что не было такого, однако у меня был мотоцикл “Чезет”, которому требовался этот бензин и я прекрасно помню, сколько он стоил в 1984 году. Однако спорить всё равно будут, поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз поспорить:

Сейчас же АИ-92 на Роснефти на большинстве бензоколонок продаётся по цене 49,05 рублей за литр.

В отличие от многих недовольных соотечественников, я всегда с пониманием относился к росту цен на бензин и дизтопливо, потому что всегда считал, что цены у нас в России на бензин очень адекватные.-2

Считаем: в СССР швея могла купить на зарплату от 164/0,4=410 литров до 211/0,4=527,5 литров, сейчас от 60000/49,05=1223 литров до 140000/49,05=2854 литров

Ну и так как некоторые начинают тыкать в лицо пенсиями, давайте для наглядности ещё посчитаем, сколько бензина мог купить пенсионер СССР и сколько может купить сейчас средний российский пенсионер.

Для этого возьмём максимальную в СССР пенсию – 132 рубля и среднюю пенсию в России – 19322 рубля и посчитаем:

в СССР 132/0,4=330 литров; сейчас 19322/49,05=394 литра.

Замечу, что взял максимальную пенсию в СССР, и среднюю в настоящее время, но результат всё равно лучше, несмотря на то, что социализм был вроде бы в СССР. На самом деле, конечно же, социализма сейчас у нас больше, точнее говоря социальная защищённость людей выше и в недавней статье (ссылка) я показал, что сейчас Россия вправе называться социалистическим государством, если отбросить сформированные КПСС догмы о несовместимости социализма с частной собственностью на средства производства и эксплуатацей человека человеком.

Но вернёмся к теме.

С соляркой, то есть дизтопливом, ситуация была немного другая. Во времена СССР её цена была крайне низкой, но, вероятно, только по одной причине: частникам в СССР она была не нужна, дизельные двигатели устанавливались только на грузовых автомобилях – то есть государственных машинах, и наживаться на самом себе государству тогда было ни к чему, поэтому продавалась она по себестоимости и сравнивать цены на неё тогда и сейчас будет совершенно некорректно.

Подводя итог первой части, скажу, что цены на топливо у нас в России сформировались вполне себе адекватные, причём сформировались они в соответствии со всеми рыночными законами, топливо торгуется на бирже.

И повышаться эти цены тоже могут и должны, как и цены на все остальные товары в стране, ведь и стоимость добычи нефти и стоимость производства бензина в России постоянно повышаются, как и зарплаты работников, которые тоже хотят повышения зарплат, как и в других отраслях и в сельском хозяйстве.

Однако в последние месяцы, как вы знаете, вновь началось какое-то нездоровое ценовое ралли – цены на бензин и дизтопливо начали расти очень значительно, намного опережая инфляцию:

История постепенно превращается в настоящий детективный сериал, потому что проблему обсуждают на всех уровнях, но понять, что происходит, и исправить ситуацию не получается. Чиновники озвучивают одни версии, представители бизнеса — другие, а стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) уверенно обновляет рекорды.

Вот я только не знаю, почему там был детективный сериал, кому и что там было непонятно, если рост цен происходил по весьма понятной причине:

В конце лета регионы по всей России начали сообщать о пропаже на заправках бензина и дизельного топлива. Из-за кратного роста оптовых цен независимые АЗС вынуждены резко повышать стоимость топлива в рознице или закрываться, а бензовозы в поисках полных нефтебаз пересекают полстраны.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Причины для повышения цен, разумеется, могут быть и объективными, с чем я, повторюсь, согласен, но в этот раз причина роста цен на топливо была банальна – желание производителей получить максимальную прибыль.

В этом году значительно выросли цены на топливо на мировом рынке, поэтому производителям стало выгодно продавать его не на внутреннем рынке, а гнать за рубеж, чтобы получить ту самую максимальную прибыль при отсутствии должного контроля и сдерживающих мер со стороны государства.

С одной стороны – это неплохо, потому что увеличивается поступление валютной выручки в страну и доходы бюджета, но с другой стороны, в нефтедобывающей стране, где нефти – хоть залейся, тем более, что мы сократили её продажу на внешний контур, дефицит топлива – это нонсенс!

Из-за дефицита топлива внутри страны и началось то ценовое ралли, которое возмутило депутатов всех фракций в парламенте. Они потребовали найти и покарать виновных.

Допускаю мысль, что в этот раз правительство не случайно упустило контроль над этим вопросом, а просто попыталось воспользоваться выгодной конъюнктурой, чтобы получить дополнительные доходы в бюджет, которые, к слову сказать, и получило – бюджет в августе был профицитен, но, видимо, “слегка” переборщило, потому ситуация и вырвалась из-под контроля.

В связи с этим замечу, что несмотря на выгоды, которые есть “с одной стороны”, правительство всё-таки не должно допускать такого значительного ценового ралли в короткий промежуток времени, ибо цена на топливо – это вопрос стабильности в экономике, она влияет на цену на все остальные товары.

Если же дать производителям полную свободу действий, то да, они неплохо наварятся, хорошо пополнится и госбюжет, но тогда инфляция, с которой сейчас борется Центробанк повышением ключевой ставки, выйдет из-под контроля уже по другой причине.

И какой тогда будет толк от ужесточения кредитно-финансовой политики Центробанка, если резко растущая цена на топливо будет закладываться в себестоимость всей российской продукции, приводя к увеличению общей инфляции?

Рыночная экономика в России уже не совсем рыночная, потому что у нас существуют различные субсидии для поддержки промышленности и сельхозпроизводителей, имеются госкорпорации, госзаказ и многое другое, чего не должно быть в рыночной экономике.

Да и тарифы естественных монополий у нас регулируются государством.

И это правильно, потому что мы, имея все ресурсы, можем себе позволить не кошмарить своё население и производителей, а значит, избежать серьёзных недостатков рыночной системы, когда газ для производителей может сегодня стоить 400 долларов за кубометр, а завтра взлететь уже до 2000.

Но вот с нефтяниками и производителями топлива государство до сих пор, как бы это помягче выразиться – нянькается. Правительство не применяет жёсткие административные меры, а пытается договариваться с ними методом “кнута и пряника”.

Например, осенью 2018 года с нефтяными компаниями пришлось договариваться о заморозке цен на топливо и наполнении им внутреннего рынка. В противном случае им пригрозили утроить экспортную пошлину или применить антимонопольные меры, если цены все-таки будут расти выше инфляции.

Тогда это помогло, но раз уж сейчас снова возникли проблемы, значит, настало время совершать и некоторые другие нерыночные шаги.

Для начала государство должно объяснить производителям топлива следующее:

1. Вы работаете в России и используете для производства бензина регулируемые государством тарифы на электроэнергию, воду, отопление и канализационные стоки;

2. Нефть по рыночным ценам за рубежом не закупаете, тем более, что процентная составляющая нефти в себестоимости российского бензина – 7%.

Таким образом, даже (1) при росте цены на нефть в 2023 году с 60 до 94 долларов – на 156%даже (2) если бы они закупали её за рубежом на мировых биржах, цена бензина должна вырасти лишь на 3,92%. Если перевести в рубли, то, к примеру, с 50 рублей за литр до 51,96 рубля за литр.

Но нефть, как уже было сказано, они покупают внутри страны, а не на мировых биржах. У нас создана полностью замкнутая система обеспечения топливом — скважины, доставка, производство и продажа происходят по внутренним российским ценам, следовательно и цена на топливо у нас вообще ни разу не должна зависеть от мировых цен.

Ну а после того, как производителям будет это объяснено, чтобы сильно не возмущались и жаловались, государству нужно будет выработать постоянно действующий механизм, чтобы цены на топливо на внутреннем рынке были стабильны и росли разумно, а не по прихоти производителей и не в соответствии с мировой конъюнктурой.

В четверг, 21 сентября, правительство России объявило о введении временных ограничений на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка, это решение стало гораздо более жёстким, чем введение повышенной пошлины.

И оно сразу начало давать необходимый эффект – биржевые цена резко пошли вниз (ссылка), но это временная мера, и чтобы соблюсти и (1) интересы производителей топлива, и (2) интересы государства, и (3) интересы российских предпринимателей, и (4) интересы граждан, нужен постоянно-действующий механизм, который, в принципе, существует, но пока он не работает недостаточно эффективно:

Для развития внутреннего рынка нефтепродуктов российские власти последовательно увеличивали их продажу на петербургской бирже. Такая торговля позволяет уменьшить число потенциальных, в том числе коррупционных, сговоров и укрепляет позиции независимых АЗС, которые могут приобретать топливо по адекватным ценам.

До 2019 года речь шла только о рекомендованных объемах продаж на СПбМТСБ, но затем правительство ввело обязательные минимальные нормативы — не менее 10 процентов от общего производства для бензина и не менее 5 процентов для дизельного топлива. В 2022 году норматив по бензину достиг 12 процентов, а по дизелю — 8,5 процента. В августе 2023 года, когда топливный кризис был виден уже невооруженным глазом, цифры выросли до 13 и 9,5 процента соответственно.

И значит, логичным шагом будет не полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива, а увеличение этого норматива или введение плавающих вывозных пошлин – как это любят говорить экономисты – увеличить их волатильность , чуть только образовался дефицит – пошлины пошли вверх, чуть профицит – можно опустить.

Это постоянное регулирование необходимо для нахождения баланса по принципу: “и волки сыты и овцы целы”, причём этот процент или уровень пошлин надо регулировать ежемесячно, чтобы не было: а) дефицита топлива внутри страны, приводящего к значительному повышению цен, росту убытков производителей и инфляции; б) чрезмерного затоваривания топливом внутреннего рынка в период пониженного осенне-зимнего спроса, который может привести к значительному снижению цен и убыткам производителей.

Расти цены на топливо внутри страны, безусловно, должны, но разумно – по уровню общей инфляции.

Наличие ресурсов и возможность для промышленности и сельского хозяйства использовать их по ценам значительно ниже мировых – наше главное конкурентное преимущество перед подавляющим большинством стран мира, которое будет способствовать снижению себестоимости наших товаров, а значит, большей их конкурентоспособности на мировом рынке, то есть росту ненефтегазовых доходов, поступлений выручки и стабильному росту ВВП.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх